Станислав Стефановский "Финал"
17.07.2015 18:25"Донимаемый непреодолимым желанием и подталкиваемый к творчеству внутренними органами Долгов мучительно старался вытянуть что-то новенькое, никогда никем не написанное. И мучился он и мучился, и каждый раз до тех пор, пока желание, лупившее по мозгам и нервам, не дававшее заниматься ничем, кроме сочинительства, не материализовывалось тотчас же. И тогда утухал сердечный огонь, остывали, сдуваясь, легкие, успокаивалась печень."
1. DartS
Эх, Долгов, Долгов… что писательская агония с людьми делает… Взалкал, как отец Федор, служитель церкви Фрола и Лавра. Только тому персонажу денег хотелось, а этому славы. Хотел славы – добивайся, а не из окон выскакивай. Рассказы были отменными, даже коллеги по работе это признавали, а случилась творческая неудача и человек сломался. Романы вообще сложная штука, даются только гениям и графоманам, а если ты не подходишь не под одну из этих категорий, то и черт с ними, с романами, пиши пьесы, фельетоны или поэмы о любви. И если по работе обошли должностью, это еще не повод говорить саму себе «А, в топку»! Вообще, обидно за ГГ и за произведение, потому что начиналось оно как раз в том самом ироничном авторском стиле, к которому я так привык и уже предвкушал соответствующий финал, который сразит наповал именно умением автора удачно закруглиться с сюжетом, а он подсунул самоубийство главного персонажа…
2. Лебедев И.О.
Не произведение, качели – и нашим, и вашим. Вроде бы и коллеги по работе не так уж плохи, рассказы нахваливали, но в то же время роман изругали, так что сволочи они распоследние, чего уж там. И главный персонаж вроде бы финал написал что надо, бестселлер готов и премия почти в кармане, а все равно недоволен своей работой, с двадцать седьмого этажа прыгает. Звездная болезнь, не иначе. Перехвалили мужичка. В общем, в произведении все хорошо, кроме характера главного героя и финала.
3. Arhivarius
Эффектно закончил господин Долгов! Только вот вряд ли товарищи из издательства поймут, что это тот самый финал, на котором они так настаивали. Решат, что авитаминоз или кризис среднего возраста. На жизнь надо смотреть проще и позитивнее, а если вдруг приспичило писАть ни с того ни с сего, надо терпеть до колик в желудке, с этим уже ничего не поделаешь… В конце концов с бумагой в стране напряженки нет, хватит для литературного поприща любого автора, в каких бы объемах он ни писАл.
4. Остапенко Б.
Если я все правильно понял, то в данном случае талант стал даром и проклятием одновременно, а ГГ на проверку оказался слабоватым, груз оказался не по плечу. Бремя славы еще можно вынести, а вот бремя бесславия уже никак. Решение покончить жизнь самоубийством из-за такой мелочи, как неудачный финал, выглядит апофеозом уязвленного самолюбия. Почему-то у мужчин-писателей это более развито, чем у писательниц-женщин. Те в петлю не лезут из-за литературных неудач, а просто едят мороженое и ходят по магазинам.
5. Chitatel
А финал все равно слабоват. Кому и что хотел доказать Долгов таким поступком, ведь все равно никто не поймет. Конец литературной карьеры ничем не оправдан. Чувства главного персонажа описаны невнятно – то он не согласен с негативными отзывами, то согласен. То он злится на всех, то приходит к мысли, что сам во всем виноват. И жена, разумеется, тоже подлила масла в огонь, что-то ее там не устраивало… Загнали Долгова со всех сторон… я бы на его месте просто плюнул бы на всех и на все ( том числе на роман), завел любовницу, перешел опять на короткую прозу, и не мучился.
6. Курагина Е.Н.
Наверное, любое произведение - это попытка автора найти ответы на свои собственные вопросы или поделиться своими мыслями с другими людьми. Так вот, данное произведение является не совсем удачной попытка оголить природу и эмоции обиженного человека. Человек преподносится иногда, как непризнанный гений, а иногда, как полный неудачник. В принципе, это почти одно и то же, и роль Долгову отведена совсем уж жалкая, только непонятно зачем… Если бы он, желая «зафиналить» свой собственный роман (карьеру, жизнь, мечты или еще что-то, я так и не поняла, что конкретно), поубивал бы своих коллег, то это было бы толковее и логичнее, чем то, что он выбросился из окна. Когда читала последний абзац, боялась, что струйка крови примет очертания слова «The end» или образует форму сломанного пера и разбитой чернильницы.
7. Лебедева Р.Б.
Обида до костей пронизывает организм Долгова. После провального романа ему кажется, что весь мир против него. Ожидание, томительное ожидание похвалы. Тягучая атмосфера повышенной уязвимости и увеличенное мыслебиение. Как же хочется туда, к вершинам славы, известности, признания. Чтобы заниматься литературной работой, невзирая на то, что она дается с трудом, вымучивается, бьет по печенке и селезенке. Чтобы лицезреть миллионные тиражи, получать большие деньги и может быть даже попасть в телевизор. И вдруг Долгову что-то стрельнуло в мозг, он написал финал (что он там написал, предсмертную записку или просто послал всех к черту?), после чего самоубился об асфальт. Все, титры.
8. Жуковский М.М.
Персонаж мне поначалу понравился, сумел произвести впечатление. Объем небольшой, но слишком много однообразия, переливания из пустого в порожнее, и вымученности. В результате, читателю становится известен финал, но совсем не тот и совсем не так, как ожидалось.
9. Романов С.
Странноватое сплетение двух произведений, даже я бы назвал это произведением о произведении, словно автор хотел посмеяться над действительностью, рассовав по темным комнатам черных кошек, которые читатели, к своему удивлению, нашли. А Долгов уже строчит финал – для чего? А потом идет и выбрасывается с двадцать седьмого этажа – опять-таки, для чего? Или хотел своим собственным телом поставить в конце жирную точку? Какая своеобразная и поистине полная писательская самоотдача…
10. Prosto Mary
Сюжет есть, но он заканчивается ничем, замысел автора мною так и не найден, тема на любителя. Единственное, что остается, это язык и стиль повествования, который мне отчаянно нравится. Все действие следишь, как ГГ мысленно одергивает себя, своих коллег, «проходится» по начальству и своей благоверной и уже готовишь себя к какому-то остроумному финалу, в котором развязка заставит еще раз убедиться в таланте автора выруливать на крутых поворотах, но нет, все летит вниз с обрыва, точнее, из окна высокого здания… «Кто виноват и что делать?» - это все, что традиционно приходит на ум после подобных произведений.
11. Orde_Korde
Рассказ интересно начинается, присутствует психологическая драма никем не понятого индивида, муки творчества и т.д., и вроде бы все так, как и случается порою в жизни, но при всем при этом после окончания остается ощущение, что ты грубо выражаясь "не догнал" то, что хотел сказать автор. Ощущение, что перед глазами только что промелькнул перфоманс разобиженного взрослого дитяти, топающего ножкой и решающего умереть по незатейливой причине: «Вот я сейчас умру, а вы еще пожалеете!». Конец неоднозначный - до сих пор ломаю голову - хороший он или нет. Уместный и не уместный одновременно.
12. From_Bronx
Это что такое было? Главный герой, похоже, не понял, что его просто отскребут от асфальта, отправят в морг, а потом закопают в землю и никто так и не поймет, с какой стати он решил проверить на себе силу земного притяжения. Если, конечно, он не разъяснил это своим нехорошим сослуживцам в финале своего романа. Представляю себе выражение их лиц, когда они прочтут так оригинально предъявленную посмертную записку.
13. Приходская Е.С.
Довели человека человеки. Или он сам себя довел. Еще и жена корыстная… Самое замечательное в тексте, это описание творческого процесса Долгова, состояние настоящего писателя, когда он целиком и полностью поглощен этим удивительным явлением – сотворением целого мира, создаваемого по образу и подобию уже имеющегося. Божественная искра, дарующая огонь вдохновения и лежащая на ладони у художника, вот что из себя представляют эти описания. Сам Долгов, как человек и персонаж был мне симпатичен, пока не начал впадать в истерику и превращать свою жизнь в трагедию на пустом месте.
14. Инавичуте В.
Каждый, наверное, понимает и оценивает по-своему, но я после рассказа в таком состоянии, когда в недоумении разводишь руки, потому что не можешь понять, зачем автору понадобилось втыкать нож в спину собственному персонажу и тратить заряд первоклассного пороха на дешевенькую пульку.
15. Frodo
Первая половина рассказа мне понравилась, потому что мое мировоззрение шло в том же направлении, что и мысли главного героя. Я никогда не стану осуждать людей, которые решили свести счеты с жизнью, потому что мне неизвестна их мотивация. Но проблемы Долгова не стоят выеденного яйца. Он решил покончить с собой, потому что… и вот здесь заминка, т.к. я прочел произведение всеми возможными способами, включая чтение между строк и чтение по диагонали – мало ли! – и так ничего и не понял. ГГ загнал себя в этот угол, а потом начал жаловаться на… тут опять не совсем ясно, кажется на внезапно пробудившиеся в себе литературные способности, на коллег, на супругу и на то, что рассказы его хвалили, а роман не хотят. Я не люблю мужские персонажи, которые постоянно на что-то жалуются, но не предпринимают никаких усилий для того, чтоб изменить ситуацию или свое отношение к ней. Кто вообще решил, что творческий путь, это гладкая паркетная дорожка?
16. Шульгина Л.П.
Чтение - это суть восприятия, созидания картины, которую автор старается переложить из своей головы в читательскую с максимальной точностью, без погрешностей и по части точности, художественности, и достоверности нареканий нет, рассказ хорошо и с интересом читается. И именно из-за этой высокой точности окончание повергает в шок, в голове не укладывается, откуда взялось такое желание у персонажа покончить с собой и откуда взялось желание у автора покончить с ним?
17. TTddamm
Скучновато. Вроде бы события происходят достаточно динамично, сюжет вполне читабелен, но для чего такая нервозность у ГГ? Подлинные гении всегда должны быть психами? Это как знак качества, что ли? Или имеется в виду, что с тех пор, как Долгов «заболел» писательством, он уже не смог полноценно заниматься своими непосредственными обязанностями, сильно сдал, как работник и потерял авторитет в глазах сослуживцев? Знакомая ситуация, многие творческие люди не могут совмещать одно с другим, им приходится выбирать. Долгов не мог расстаться со своим талантом потому что ощущал его даже физически, а тот здорово мешал ему жить, вот и выбрал… такой финал. Но почему-то в произведении это очень слабо выражено, настолько, что я даже не уверен в правильности своего вывода.
18. KrOt
Пока читал, не покидало ощущение того, что меня, мягко говоря, втягивают в какой-то сектантский заговор.
19. Поздников В.
Есть довольно банальные и очевидные вещи, тысячу раз пережеванные различными способами. Но их все равно выбирают в качестве удобного способа завершить произведение, которое автор сам не знает, как довести до конца. Женщины выбирают свадьбу, мужчины – чемоданчик с миллионом долларов, крутую тачку и сексапильную подружку, интеллигентные авторы – вечерний закат или горящий камин, все остальные - самоубийство.
20. Naezd_Na_NATO
Нет, я думаю, замысел был глубже, просто он недостаточно высоко забил фонтаном, когда читатель докопался докуда надо было. Возможно, к самоубийству ГГ подтолкнула невозможность дальше жить с невостребованными творческими способностями. Получай он за свои рассказы приличные деньги, можно было бы не особо переживать по поводу того, что начальство больше не заключает с ним договоров или вообще уйти из «Ред Бук» и работать на себя и свою Музу.
21. Аглая
Понравилось. Трагичное и неоднозначное произведение. Заставляет думать, как много в жизни отрицаем в себе, не ценим, и иногда проживает жизнь не для себя, а для того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания (родных или знакомых), иногда надо просто прислушиваться к себе и жить каждым днем, как последним. Ведь недаром же Долгов почувствовал в себе тягу к писательскому труду. И кризис в работе – это еще не конец. Трудно разорваться на два фронта, но самоубийство –вообще не выход.
22. Hrabriy_Viking
Напрасно вы так с Долговым, автор. Хороший был человек, земля ему пухом…
23. Царицкая В.А.
Что поделать, я люблю недосказанность и двоякость. И скрытый смысл, вопреки смыслу явному, мне очень нравиться искать. Преимущество же данного рассказа в том, что каждый раз, подступаясь к нему, я находила совершенно иной смысл, а предыдущий начинал казаться надуманным бредом. Потом вообще начался полный хаос, потому что я не знала, как отнестись к поступку главного героя... Я бы назвала произведение «Единственный выход» или «Решение», по-моему, это внесло бы ясность в авторский замысел.
24. Orkin Drug
Тогда к чему в сюжете этот роман с неудачным финалом и акцент на сослуживцах, которые раскритиковали его в пух и прах? Он вообще тогда никакого отношения не имеет к тому, почему ГГ с недавних пор стало так тяжело жить на этом свете. Вот рассказы имеют смысл, потому что они тянули Долгова в сторону творчества, а работа тянула в обратную.
25. Ульянова М.Ш.
Роман заставил Долгова забросить свою работу, а в результате получилось, что он и романа хорошего не написал и работу прошляпил. Есть от чего очень сильно расстроиться, а писатели, натуры уязвимые, особенно когда наваливается со всех сторон один негатив и жизнь становится невыносимым бременем. Мне понравилось произведение, несмотря на тяжелый смысл и туманность объяснений. Не каждый человек способен бросить работу ради призрачной надежды стать настоящим писателем (и кормиться с этого), а расстаться с писательским талантом невозможно…
26. Palach
Раздражительность главного персонажа иногда хлещет через край настолько сильно, что хочется отвести его к психологу в принудительном порядке. Если это был портрет гения, то он вышел крайне размытым. И причины, побудившие его на такие крайние меры – тоже. Надо бы получше растолковать читателю, что к чему, а то он так и будет неудовлетворенно зудеть, кляня Долгова, что тот сыграл в ящик, не показав, что написал в финале. Хотя дело вовсе не в нем.
27. Сурра А.
Книга очень поучительная, советую читать тем, кто сейчас находится в депрессии и считает, что всё для него в жизни потеряно., поскольку их творчество не оценено, не принято издательством, отвергнуто редактором, а лучший друг вообще ничего не понял, ушел, да еще у порога наследил. Читается с трудом, но оставляет сильное впечатление.
28. Маров Д.
Не хватает людям в жизни того, что они имеют и в то же время, как не писать, когда пишется. Если в глазах темнеет от замысла, который лучше срочно переложить на бумагу, иначе он взорвет тебе мозг. Произведение о трудном выборе и человеке, загнанном в угол своим же собственным талантом.
29. Lena_Lena
Сюжет оригинален, пока не поймешь что к чему. Потом произведение оказывается оригинальным уже в ином роде. И все равно нуждается в доработке. Нужно хотя бы уменьшить долю замечаний коллег ГГ в тексте, а то их слишком много и кажется, что все дело исключительно в их нелестных отзывах.
30. Grafomanam_net
И в них тоже. Не напирай они так на роман, Долгов, может быть, присовокупил бы его к остальным своим произведениям и жил бы дальше.
31. Крутской У.С.
И снова немного не хватило до необходимого уровня. Не хватило прямоты, ясности, борьбы, трудности выбора. Идея хороша, но подана уж больно сырой, над ней еще работать и работать. И финал хотелось бы видеть не таким демонстративно кровавым.
32. Xandria
Просматривая отзывы, я заметила, что рецензенты делятся на два типа. Одни пытаются пересказать то, о чем, по их мнению, это произведение, а другие честно признаются, что ничего не поняли или не увидели ничего, кроме очередного крика о помощи, изданного персонажем, лоб в лоб столкнувшимся с невозможностью правильного выбора. Создается впечатление, что люди привыкли рассматривать любое произведение, как что-то завершенное, дающее окончательное решение и рецепт, с которым в конечном итоге можно соглашаться, а можно и спорить. Мне очень понравилась авторская проза, но не очень понравилось произведение. Мне очень понравился Долгов, но не очень понравилось то, к чему, в результате, он пришел. Мне понравилась тема, которую поднял автор, но не понравилось, что он утопил ее в какой-то мутной воде.
33. Gogol_Mogol
Это то, что надо читать настоящим писателям, потому что только они поймут, о чем тут говорится и посочувствуют ГГ. Так же, как мировоззрение наркоманов понятно только наркоманам, а всем остальным наплевать. Всех остальных рассказ заставит вспомнить о том, что жизнь наша все же прекрасна и надо ее ценить, и может быть даже радоваться тому, что ты не писатель. Прочитал рассказ за полчаса и ничего дельного для себя не вынес. Да, сюжет необычный, о таком вообще мало кто пишет, но, как я уже сказал, авторский замысел будет понятен и близок только настоящим писателям. Всем остальным будет, или не понятно, или наплевать.
34. Евдоксимов А.М.
А ларчик-то не так прост, придется поломать голову. Финал обескураживает, поэтому заставляет усиленно шевелить извилинами, чтобы понять, что послужило его причиной.
35. Осте Р.
Долгов настолько реалистичен, что начинаешь ему сочувствовать, но не сразу, потому что в начале он производит впечатление обычного графомана, требующего внимания к своей персоне и похвалы в адрес своих произведений. А уже потом, после факта того, что пишет он хорошо и страдает от недостатка времени, мнение о нем кардинально меняется.
36. Polo
Не понимаю такого недовольства у рецензентов. Просто произведение не для всех, а для тех, кто понимает от чего у Долгова происходит внутренний конфликт. Мне с первых абзацев тоже не очень понравилось. Уже позже, читая о физическом состоянии, в которое впадает главный герой в моменты творческого озарения, я понял, откуда ноги растут у авторского замысла.
37. Zabil_Imya
Средне. Местами повествование нудное и затянутое, а местами несется вскачь. Идея хорошая, но она для меня не оставила приятного чувства в душе, как оставили, например "Мой город" или «Записки эманопата»... На любителя, а для меня – перебор с узкостью темы.
38. Владимиров Т.
Да, не задевает и не оставляет следа в душе. Проходит какое-то время. Я снова возвращаюсь к этому произведению, т.к. мне показалось, что авторский замысел потрясающий, просто я не распробовал текст с первого раза. Перечитываю. Опять ничего. Эмоций ноль.
39. Колганова С.
В целом у меня сложилось хорошее впечатление о том, что попытался донести автор до своего читателя. Подчеркиваю – для своего, потому что это произведение поймут далеко не все. Но мне показалось, что тот уникальный авторский стиль, который делал любое его произведение именно его произведением, здесь постоянно куда-то ускользает, не может сосредоточиться на главном, на том, как точнее и «вкуснее» растолковать читателю внутреннее напряжение главного героя, жуткую иронию судьбы, одной рукой дающую, а другой забирающую. Нет здесь той безоговорочной, звенящей в голове ясности происходящего. От этого рассказ теряет большую часть своей привлекательности.
40. Pauk
Скажу сразу - предвидел конец наперед. Почему-то был уверен, что для главного героя это ничем хорошим не закончится. Очень уж зловещим было его молчание… Понравилось, потому как тема очень серьезная, хрупкая, тонкая, и мне кажется, еще не растиражированная.
41. Luna na Nebe
Правду говорят, что любой мужчина – это большой ребенок. Или автор зачем-то выставил своего героя таким неврастеником. Не понимаю, для чего было затевать эти игры в кошки-мышки между читателем и авторским замыслом. Или игры тоже никакой нет, а есть наскоро слепленная история? В общем, у меня одни только вопросы, причем противоречивые, а ответов на них я не наблюдаю.
42. Павлова С.
Я ожидала большего. Мне хотелось чего-то более сильного, действительно заставляющего задуматься и пересмотреть взгляды на дарующуюся человеку гениальность. Не знаю, насколько нужно быть впечатлительным человеком, чтобы отыскать причины для самоубийства в этом, потому как мне их обнаружить не удалось. Дочитывала уже чисто из интереса, чем же все закончится, и, естественно предполагала драматический финал, какой, в итоге, и получила. Даже больше – трагический. А так как история банальна, но в то же время абсолютно таковой не является, то я, само собой, чувствую, некоторую поспешность со стороны автора поскорее сдать ее на руки читателям.
43. Гришин Ф.А.
Адская головоломка. Если так и было задумано - заставить читателя поднапрячься серым веществом, то затея удалась, но меня все равно смутил финал. Если уж подводить персонажа под суицид, то делать это с тщательной подготовкой по ходу сюжета, либо вообще никому ничего н объяснять, а просто ставить перед фактом – нет его и все. А автору захотелось протащить читателя через дебри подробностей писательских страстей, как душевных, так и физических, но это получилось у него запутанно, а должно быть очевидно, как вспышка молнии в начале и раскат грома в конце.
44. Сибирцев Р.
Страшно, когда начинаешь вдумываться, в какие безвыходные ситуации может попадать человек. Что-то мне кажется, будь у него в семье мир и согласие, он бы выбрал карьеру и спокойно жил себе дальше, а сочинительство отложил бы до лучших времен, например, до выхода на пенсию. Что же касается творческих «приходов», то они тоже не из области фантастики, а из области анатомии и психологии, так что справился бы.
45. Dozorniy
В чем-то очевидно, автор пишет с себя. Интересные мысли про сумасшествие и норму. Что выбрать? Получается, проще выпрыгнуть в окно, чем принять какое-то решение, потому что решение - это в любом случае и есть самоубийство.
46. Карн В.
«Интересное окончание. Оно и понравилось. Конечно каких-то ошеломляющих впечатлений не оставило, как другие, ранее мною прочитанные, но...» - это была первая мысль после прочтения, она держалась некоторое время, а потом пришло послевкусие… Причем, как обухом по голове. Это произведение, на самом деле, очень страшное, как если бы его написал Стивен Кинг, но в стиле Достоевского.
47. Сомова И.
Классный рассказ, читается с трудом, перегружен очень сложными мыслями, но в то же время несёт в себе глубокую философскую идею. Присутствует психологический триллер, в начале разыгрывается комедия, а оканчивается тяжелейшей внутренней драмой главного персонажа. Произведение заставляет задуматься о том, что у каждого есть свои таланты, которые можно и нужно осуществлять, но люди настолько поглощены современной обыденной жизнью, рутиной и работой, что не могут совмещать одно с другим, и приходят к выводу, что лучше умереть, чем мучиться.
48. Kriteg
Плохо понял, куда ведет автор читателя, поскольку Долгов, как персонаж, затмил собой все, даже финал. Мелочный, раздражительный, капризный, как будто все время чем-то недовольный. Оно, на самом деле, так и есть – пишущая братия отнюдь не самые приятные в общении люди. И прекрасное произведение еще не означает, что написано оно прекрасным человеком, но здесь именно из-за капризов Долгова плохо удается разглядеть, куда клонит автор.
49. Шувалов К.В.
Невыносимая чехарда с самим собою, с работой, с призванием, и так, по мелочи, с начальством, сослуживцами и женой. (А вторая половина опять оказывается домашним тираном.) Так что финал другим и не мог бы быть…
50. Засекин Б.Л.
Рассказ не впечатлил, слишком скомкан сюжет, ГГ какой-то безликий, не оставил эмоций даже с таким трагическим финалом. Замысел был сильным и оригинальным – писатель про писателя и о том, что к этому званию прилагается, из первых рук. Это вам не сюжеты из зарубежных фильмов, где писатели поголовно живут в добротных особнячках и качаются в гамаках, попыхивая трубочкой или вдруг, в минуту депрессии, снимают себе домик в тихой приозерной глуши, чтобы творить на свежем воздухе бессмертные шедевры, гонорар за которые уже получен.
51. Dobraya_Zebra
Не совсем поняла, что автор хотел сказать: пока главный герой получал хвалебные отзывы, все было хорошо, а как стал получать критику, стало плохо? Или заморочка в том, что сослуживцы, не зная, кто автор рассказов, рассказы хвалили, а узнав, кто автор романа, роман разнесли? И сделали это потому, что ГГ «чудаковатый» или он, из-за своей писательской мнительности, раздул из мухи слона? Тягостное повествование, скачкообразное, но не унылое. Хотя и не скажу, что слишком занимательное.
52. Власевич Р.
Есть какое-то особое притяжение в этой истории, злой шарм. Во время чтения ощущаешь на себе состояние Долгова. И я соглашусь, пожалуй, что рассказ о выборе. Вот и задумываешься вместе с главным героем над этим извечным, риторическим вопросом, что лучше: материальное или духовное?
53. Plaxa
Рассказ назван очень точно – «Финал». Именно его автор и создает, и тут важно не как показано, а что показано. Начало я, если честно, недопонял, да и не в нем суть, наверное... Немного грустно, что Долгов так ничего из своего таланта не извлек, хотя вроде стремился к этому. К тому же, упоминается о том, что короткая проза получалась у него очень даже неплохой. В общем, что помешало ему оставить все как есть - я так и не понял.
54. Molchanie_zoloto
Необъяснимый, странный, хоть и завораживающий стиль повествования. Этот рассказ нужно не просто читать, а ощущать, чувствовать, проникаться образом мыслей главного персонажа, его внутренним кризисом, пропастью, над которой он повис. Возможно, в каждом городе мира есть такой Долгов, который является талантливейшим писателем, не хуже классиков, но о его творчестве мы так никогда и не узнаем, и книг его не прочтем, потому что… сдаются Долговы. Или писать бросают или из окон бросаются.
55. Ден У.
Эта проза под соответствующее настроение. Надо постараться сосредоточиться на происходящем в сюжете настолько, насколько этот рассказ, безусловно, заслуживает. В результате, я так до конца и не определился, каким образом случилось то, что случилось. Но это, возможно, не так уж и важно, история в стиле "каких тараканов у людей в головах только не бывает" вполне самодостаточна. Местами текст очень утомляет раздраженным самолюбием и поскуливанием от того, что главный персонаж получил не то, что хотел, словно дитя малое – он рассчитывал на зеленый леденец, а ему всучили красный. Как-то не задумывался раньше, как работают настоящие писатели, а теперь знаком с этим вплоть до анатомических подробностей.
56. Хлебников Н.Ю.
Рассказ увлек своей тяжелой атмосферой, в которой тучи сгущались все сильнее и сильнее. С другой стороны, на мой взгляд, автор перегнул палку недосказанности, и сюжет превратился в густой туман из-за избыточного количества переменных. Долго пытался понять, кто и за что так мучает ГГ, в результате, оказалось, что это делают все подряд, включая его самого и даже его вдохновение.
57. Larina-Onegina
На мой взгляд, рассказ лучше было бы назвать "Жажда славы за неимением возможности ее получить". У произведения много минусов: малопонятный сюжет, главный герой есть, но в его образе сплошные белые пятна, мелкие уколы в адрес ГГ неоднозначны и реагирует он на них соответственно. И нет никакой возможности определиться – Долгов, это положительный персонаж, отрицательный или как у Чехова? То есть никакой. Но все меняется, когда после финальной точки начинаешь переосмысливать прочитанное и картинка становится ярче, появляется сочувствие к Долгову, понимание его критического состояния. Словом, замысел и тема произведения хороши, а вот повествование, сюжет и стиль слабоваты.
58. Финская И.Л.
В голове большой вопрос и куча маленьких. Почему ГГ так «ведется» на мнение других людей? Почему надо было делать его таким максималистом, автор счел это достоверными чертами характера для портрета современного писателя или просто решил, что так будет интереснее? При чем тут жена, чего она от него и от его творчества хотела? Что ГГ написал в финале своего романа? Почему он решил, что роман станет бестселлером? Он на самом деле был в этом уверен или это его заблуждение? Или он заблуждался вообще относительно всего своего творчества? Удивительно, как это свойственно творческим личностям – бросаться из крайности в крайность. И на этом фоне какое-то мелочное бурчание и ехидство, уже не Долгова, а самого автора, пишущего о Долгове. Он ассоциирует его с собой?
59. Razgovorkin
Если ассоциирует с собой, то это похоже на рассказ-предупреждение: «Не похвалите – из окна выброшусь, а в предсмертной записке укажу из-за кого»…) В данном рассказе нет никакого толкового действия, одна ситуация сменяется другой, но все это, не выходя за стены литературного агентства. Начинает казаться, что если бы ГГ прогулялся, развеялся, глотнул бы свежего воздуха, ему стало бы легче, а то торчит там, как приклеенный, потому и начинает сходить сума.
60. Panteley
Своеобразное произведение. Безусловно, на любителя. Пронизано острой душевной болью и творческой кризисной ломотой с самого начала и до конца... Мне понравился смысл сюжета. Финал вызывает неприязнь, но он, как ни крути, логичен, это и делает его таким ужасающе необходимым. Жалко Долгова, жену бы ему хорошую и работу попроще.
61. Жорин П.
Нашла коса на камень. Мне кажется, что главная тема, которой подчинено все остальное, это невозможность решить, в какую сторону упасть, когда и там, и там - вилы. Насколько тяжело человеку, возможно, не такому уж сильному по характеру и духу, но талантливому по части литературы (хотя в этом месте опять не все так однозначно, поскольку я так и не понял, гений Долгов или графоман), сделать выбор, если выбора, как такового, вообще нет.
62. Ватутин С.Ю.
Надо было Долгову просто плюнуть на все и забыть. Найти новую работу, завести новых друзей, может, развестись с супругой и найти себе другую, короче, изменить жизнь, вылезти из ямы, в которую он сам себя загнал. Любое талантливое произведение допускает множество разных прочтений, и так, наверное, должно быть, но сам автор, плетя сюжетную нить, должен видеть целое, и чем сложнее плетение нити, тем яснее должен быть виден сюжет читателю.
63. Tvoe_Serdze
Очень сложный рассказ! Цельной картины как бы нет, есть множество отдельных кадров: напряжение главного героя, отношение к нему коллег, его воспоминания, его ощущения, недовольство собой и т.д... Но все эти кадры связанны между собой. Это сложно понять с первого раза, надо очень внимательно читать и вдумываться в каждую строчку. Постепенно формирующийся в сознании конфликт главного героя с самим собой выплывает из повествования, как что-то тревожное и страшное. Рассказ, по моему мнению, лучше прочитать несколько раз. Одного раза для понимания и прочувствования такого сложного текста мало.
64. Азорская С.С.
Первая часть произведения меня развеселила. Столько иронии, нарочитого сгущения красок, хорошая сатира! Потом краски стали тусклее, а настроение мрачнее и зловещее. И даже не было достаточно времени, чтобы по ходу чтения осознать, осмыслить, что же не так с ГГ, отчего в нем такая перемена, все это пришло после… Размышления над прочитанные сгладило неровности восприятия повествования, многое стало понятным и от этого еще более ужасающим. ГГ предстал перед моим сознанием уже в другом образе – это был уставший, загнанный человек, у которого не доставало сил на то, чтобы жить дальше, поскольку недостаточно сильным обладал он характером, не способным на жесткие решения, а гнаться за двумя зайцами еще пока никому не удавалось. Плачевный итог. Не уверена, что правильно поняла авторский замысел, возможно у меня, как и у ГГ зашкаливает впечатлительность, но за реализм и необычность подачи этого замысла не могу не поставить десять из десяти.
65. Zloy_na_vsex
А я вообще не могу поставить оценку этому произведению. Мое отношение, мое понимание постоянно колеблется. Для меня сюжет вроде понятен, и в тоже время много неясного, как будто я что-то упустил, а может, там ничего такого и не было, либо упущения были, но уже со стороны автора. Факт того, что понимание может прийти не сразу, а только спустя какое-то время после прочтения, как тут некоторые заметили, не делает этот рассказ лучше, скорее наоборот – если произведение, чтобы его понять, надо прочесть несколько раз, то что в этом хорошего? То, что автор не смог донести до читателя свою мысль с первого раза и читатель от этого чувствует себя глупцом?
66. Лепно Н.
Лично я почувствовал себя несмышленым ребенком, который абсолютно не может связать воедино обрывки полученной информации, хотя слышит, вроде бы, знакомые слова на понятном языке, но не улавливает причинно-следственных связей, хоть и чувствует напряжение и тревогу происходящего.
67. Дымов Л.
Отдельные части из потока сознания, из которого вырезаны сиюминутные мысли человека на грани истерики. Факты переплетаются друг с другом, как несколько музыкальных мелодий с разным настроением и в конце все это превращается в пронзительную какофонию. Произведение входит в твою голову целиком и представляется чем-то вязким, илистым и мглистым, пока в самый неожиданный момент в сознании не щелкнет что-то и перед глазами открывается уже совсем другой вид на читаемое, другая перспектива. Сначала читаешь эту историю, а потом множество раз прокручиваешь ее в собственной голове, в поисках другого выхода, другого финала, не находишь его и снова прокручиваешь, и так без конца.
68. Shrek
Нет, товарищи, не такого я ждал от автора, к чьей прозе уже привык и к разноплановости тем, описываемых в произведениях - тоже. На второй минуте чтения мне все еще было интересно, потом Долгов стал надоедать своими внутренними противоречиями, потом начало надоедать то, что меня, как читателя, постоянно ставят перед фактом, а затем на него махают рукой или представляют в другом виде, повествование серьезно штормит, как и самого Долгова, а у меня от такой качки начинается морская болезнь. Тошнит, понимаешь. Чувствуется, что стержень у произведения железный и острый, как гвоздь, но забит криво.
69. Klon_Belinskogo
Автор, безусловно, мастер своего дела, ни один из образов, которыми насыщено повествование, не проходит мимо. Только вот непонятно, для чего этот набор мыслеформ – как будто автор рассказывает нам, как ему плохо, или желает, чтобы мы поняли, насколько вообще может быть плохо пишущему человеку, совсем недавно открывшему в себе эти способности и теперь не знающему, что с ними делать. А время-то идет, работа не стоит на месте, его, такого погруженного в свое творчество, начальство и сослуживцы начинают задвигать на задний план, да еще и посмеиваться...
70. Прохоров Т.Р.
Правдиво, тягостно, но громоздко и запутанно. Впечатления от рассказа приглушенные, потому что пришлось додумывать про себя, отчего автор избрал для своего произведения именно такой финал. Долгова я понимаю, а вот автора не очень.
71. Романовская К.Д.
Мощная проза о том, какие творческие муки способен испытывать писатель и с какими муками по жизни это может быть связано.
72. Romma
А я вот мало что понял. Большую часть повествования было скучно. Вроде бы в голове укладывается, о чем идет речь, но после того, как ГГ начинает строчить финал, которого так хотелось его коллегам (а можно было бы вообще на них забить), начинается полный хаос и длится вплоть до последней строчки, когда надежда на то, что все это, герою, может быть приснилось (угорел на работе, устал, уснул), точно так же, как и его тело, разбивается насмерть.
73. Корнеев С.
Этот рассказ ценен именно радикальностью происходящего. Иногда кажется, что автор не делает ни одного шага навстречу зрителю, а наоборот, уходит все дальше в тень. Пока вообще не сворачивает за угол. Отличный драматический сюжет для тех, кто любит подумать. Я с трудом могу представить себе, как люди вообще доходят до мысли о самоубийстве, а потом до состояния, при котором это возможно – достают веревку или открывают окно…. А в данном произведении такой выход, такое решение разом со всем покончить описано настолько реалистично, с такой ошеломляющей ясностью показана невозможность человека жить то жизнью, которой он живет, что невольно начинаешь понимать некоторых людей, отважившихся на такое…
74. Kievskiy_Dyadka
Многоликий, разнокалиберный, кусковой коллаж убивает сам себя, читателю остается, наморщив лоб изо всех сил вглядываться в то, что перед ним разложили и пытаться собрать из этого какое-то подобие завершенного произведения. Финал есть, начало тоже где-то было, а еще более мелкие куски-подробности о том, какое нелегкое это дело – писать. Вплоть до симптомов настоящего заболевания.
75. Корту Э.
В том и соль рассказа, что ничего не разжевано и не подано с вилкой и ложкой. Надо шевелить мозгами, чтобы найти объяснение такому исходу событий. Тяжело, но можно.
76. Твой Тапок Прилетел
Завораживающе, притягательно, где-то коробисто, где-то мощно, но все равно ведь трагедия, да еще непонятно чем обоснованная. Наверное, именно это и привлекает меня, то, что нет однозначности, я не могу дать оценку происходящему, правильно ли Долгов поступил или нет? Был ли он действительно способным писателем или просто графоманом-неврастеником? Известно же, что недооцененность мужской пол воспринимает гораздо острее, чем женский. Для писателей-мужчин критика всегда убийственна.
77. Коростель
Рассказ впечатлил. Насколько серьезная подана тема! Главный герой похож на человека с темпераментом холерика, ранимого и обидчивого, а тут еще и талант свалился нежданно-негаданно, зовет к себе, когда заблагорассудится, вытягивает все жилы, делает из человека раба. А это сказывается на материальном заработке и на человеческом статусе в коллективе, что уж вообще любого может довести до ручки. Так что финал вполне очевидный.
78. Озерская Е.Ф.
Не стану врать и говорить, что я поняла произведение, оно для меня по-прежнему темный лес. По ходу чтения возникали только вопросы, которые так и остались без ответа до самого конца. ГГ хочется всыпать ремня, как ребенку, который нарочно старается завывать погромче, чтобы прибежало как можно больше народу для сочувствия и утешения.
79. Parovoz
Интересное произведение, как произведение, не претендующее на высокое искусство, произведение без позерства. Настроение, действительно, зловещее, в самом начале вообще один в один, как затишье перед бурей. У меня пару раз мороз по коже прошелся. Не ожидал такого поступка от Долгова, он даже показался мне абсурдным, выглядел как авторская недоработка, но потом пришло другое видение произошедшего, когда я мысленно перебрал факты, изложенные в рассказе. К сожалению, с таким мировоззрением, как у главного героя, по-другому не получится.
80. Ramzes_Tutanhamonovich
Повествование похоже на гипноз или на затяжной обморок. Трудно воспринимать таких людей, как Долгов адекватно, ведь недаром же говорят, что гении одновременно с этим, люди не совсем нормальные. И вместе с тем в произведении не ничего, чтобы прямо указывало на гениальность главного героя. С тем же самым успехом он мог бы быть обычным мнимым талантом, уверенным в собственной одаренности в силу привычки любого писателя считать себя гением. И рецензенты постарались, и отзывы, сначала положительные, а потом отрицательные сделали свое дело. Кстати, то, что отзывы о романе были на самом деле отрицательными, в тексте тоже ничего не говорит. Это больше похоже на дружеское подтрунивание, а не на желание втоптать в землю. Но у автора, наверное, какие-то свои причины делать из своего персонажа психопата.
81. Лебедев И.О.
Творческие люди все воспринимают в преувеличенном виде, потому они и творческие. Там, где обыкновенный человек, не отягощенный музами искусства даже не заметит оброненного в его адрес замечания, творческая личность найдет повод застрелиться, потому что ему привидится чуть ли не то, что весь мир против него и дружно над ним хохочет. Произведение запоминающееся, даже показательное, собратья по перу обязательно узнают себя в образе Долгова.
82. Arhivarius
Возможно, данный рассказ просто не всем понятен с точки зрения человеческой психологии и того, что иногда взмах крыла бабочки может привести к урагану.
83. Остапенко Б.
Наверно, произведение понятно только самому автору и некоторым посвященным гурманам. Я люблю психологические драмы, но объяснение в них должно иметься или читатель должен быть подведен к фактам, исходя из которых, сам сможет найти это объяснение. Я не обнаружил повествования, я просмотрел конвейерную ленту, уставленную различными фразами, намеками, закатыванием глаз и потрясанием кулака в воздухе – «Я вам всем еще покажу»! Из этого рассказа можно извлечь какой угодно смысл.
84. Chitatel
Непонятно - да, многозначительно - да, глубоко - очень. Даже есть желание перечитать почти сразу после того, как было прочитано последнее предложение. Именно из-за этой глубины, которая многозначительна и непонятна. У меня не получилось занырнуть в произведение так, чтобы можно было увидеть дно. Поскольку, тема такая узкая, что все обозначенное ею в рассказе будет дорого и ценно только одному человеку, а все остальные оказываются за бортом и плывут себе дальше, взирая на эту красивую пучину, но без желания заплывать за буйки.
85. Грек И.
Головоломка с привкусом морали. Да, некоторые отдельные моменты очень хороши и юмор присутствует, но все как-то разбросано, разрозненно, несвязанно друг с другом. Я хотел бы прочитать рассказ, а не писать его самостоятельно, опираясь на то, что в тексте имеется. Все равно что прийти в ресторан, попросить салат и получить овощи, нож и разделочную доску – пожалуйста, кроши себе салат какой душе угодно. Я не хочу ловить рыбу в мутной воде, предполагать, что могло стать причиной для тех или иных поступков, рыться в чьих-то комплексах и невылеченных нервах. Может, в воображении автора все ясно и понятно относительно того, о чем он писал, но с моей читательской стороны это выглядит, как «собери себе сам».
86. Дурманова В.И.
Я вот что думаю – а хорошо бы было, приснись Долгову его собственное самоубийство. Чтобы он сидел, сидел над финалом романа на работе, когда все уже ушли, думал, думал, а потом поклевал носом, да и уснул. Страшные сны иногда отрезвляют, возможно, в его случае сон принес бы долгожданное облегчение.
87. Probuiy
Неплохая идея, пожалуй, она бы лучше вписалась в нить сюжета. Душевные метания главного героя измотали его настолько, что он уснул на своем рабочем месте, но даже во сне думал о своем и в конце концов нашел выход из ситуации: написал финал, подошел к окну и выпрыгнул. А в момент удара об асфальт проснулся. Потом понял, что это был всего лишь страшный сон, вышел на улицу, вздохнул полной грудью, закурил и растворился в вечерних сумерках…
88. Жильянов М.Р.
…потом пришел домой и вбил гвоздь жене в голову.
89. Наумов П.
Ха-ха)))))))))), последний комментарий в самую точку!! Тогда финал был бы действительно неожиданным, но вполне понятным!)))))
90. Shindo
Красиво было сказано про жену… Но я бы предложил альтернативный вариант: Долгову снится страшный сон, а после пробуждения он переосмысливает всю свою жизнь за последние три года и понимает, что просто нужно что-то менять, а именно, какой-то из четырех краеугольных камней, то есть: место работы, занятие писательской деятельностью, семейное положение, самого себя. Измени он что-либо из этих пунктов, остальные встанут в ровную шеренгу и уже не надо будет кидаться из окон.
91. Ди Кляйне
Произведение кричит каждой строчкой о том, как люди зависят от людей – от людского мнения, от одобрения или похвалы, от проблем на работе и в карьере, от отношения в семье – ведь мы живем в социуме и это неизбежно. Правдиво написано, наша психика не застрахована от подобных случаев.
92. Мальо У.
Да, наверное, есть здесь связь с реальным прототипом. Причем личность прототипа приходит на ум сама собой, так что все произведение читаешь и на все происходящее в нем смотришь уже с определенной точки зрения, с подачи самого же автора. Надо бы тоньше вуалировать, тогда это было б не так важно. Конечно, каждый читающий найдет в рассказе что-то свое, поскольку само повествование сложено таким образом, что из него, при желании можно извлечь любой вывод, но для меня небезынтересной темой является сама история человека, в какой-то момент времени осознавшего, что большая часть его жизни проходитя как-то не так, неправильно. И вместе с тем он не знает, как это исправить. А ситуация с финалом просто стала последней каплей, пером, сломавшим горб верблюду.
93. Arhip_Ohrip
Очень серьезный и сильный замысел, наверное, рисовался у автора в голове. Рассказ достаточно тяжелый для восприятия. Рассказ о гениальности и о том, что за этой гениальностью стоит. Ведь жизнь действует по известной схеме: если дает одно, то обязательно отбирает другое. Спокойнее и счастливее быть обычным человеком, нежели непризнанным гением.
94. Зуев Л.
Произведение о нестандартном мышлении, необычном человеке в кругу обычных, да и о психических расстройствах, не может оставить меня безразличными, несмотря на то, что обычно любители подобных сюжетов предпочитают хранить молчание или делать вид, что это их не интересует. Меня данная история вогнала в немного мрачное настроение. Не оказалось здесь борьбы человека с самим собою, попыток защитить свой талант и протащить его в круг настоящих читателей, которых он заслуживает. Борьба за место под солнцем вообще не имела места быть, ГГ на проверку оказался довольно слабым человеком, итог его жизни больше напоминает жест насмерть обиженного человека, а это воспринимается, как авторское упущение, недоработка, так что рассказ, увы, и в половину не получился таким сильным, каким мог бы стать.
95. Яковлева Р.В.
Я в восторге от произведений, которые нужно читать вдумчиво, полностью погрузившись в атмосферу, боясь упустить каждую линию, каждое слово, следить за развитием событий во все глаза, чтобы можно было догадаться о том, о чем автор счел нужным умолчать. Рассказ очень долго не отпускал меня от себя, пришлось перечитывать еще раз, чтобы успокоиться. Все талантливые люди немного безумны, им всем тесно в этом мире, неуютно в нашем обществе, в том ритме жизни, которое общество создало, считая его оптимальным. Такие, как Долгов рано или поздно устраивают бунт, потому что этот самый навязываемый ритм жизни пытается втиснуть их в рамки нормального...
96. Чимашева Л.Д.
Произведение из разряда «Чужая душа потемки», в котором была попытка вытащить эту душу на свет божий, извлечь из глубин человеческой психологии то, что заставляет некоторых из нас совершать опрометчивые поступки. Вряд ли господа из агентства «Ред бук» поймут своего коллегу, если только в финале своего романа он не разъяснил им что к чему. Но даже после этого, скорее всего, пожмут плечами или покрутят пальцем у виска, и займутся своими привычными делами. Тут нужно быть честным – автору не удалось ошеломить, хотя подобный эффект напрашивался сам собой, кроме того, финал выглядит слабым именно из-за самоубийства главного героя, оно производит впечатление неуместного для мужчины нервного срыва из-за чрезмерной впечатлительности.
97. Super_Recenzent
Как по мне, так это лучшая иллюстрация тому, что наша нормальная жизнь, наши успехи и достижения - результат поддержки наших близких людей, друзей и родственников. Если такой поддержки нет, то почувствовать себя одиноким и никому не нужным не составляет труда, а это дает толчок к переосмыслению жизни, работы, творческой деятельности и себя самого. Кого-то это направляет в нужное русло перемен и кардинальной смены взглядов на жизнь, привычек, поведения, круга друзей, а кого-то наоборот ввергает в пучины мировой скорби и самокопания до такой степени, что теряется сам смысл жить.
98. Ura_Ponravilos
Талант, наверное, у Долгова был, (тут у меня заминка с уверенностью на сто процентов), но я ориентируюсь на положительные отзывы и его собственное мнение относительно своих рассказов. Роман стал первой творческой неудачей (опять-такие, если я все правильно уловил), что дало автору новизну неприятных ощущений по части оскорбленного до глубины души самолюбия. То ли сослуживцы решили позабавиться таким образом, то ли ГГ все принял слишком близко к сердцу, но финал, на мой взгляд, абсолютно нелогичен, исходя из тех фактов, которые ему предшествовали. После такого поступка главный персонаж стал восприниматься закомплексованным, самовлюбленным, слабохарактерным человеком, возможно, страдающим от какого-то нервного расстройства. Не от таланта, а именно от нервного расстройства.
99. Смирный А.Р.
Тяжелое и короткое повествование о последнем дне человека, который осознаёт свою «болезнь», но не в силах совладать с ней. Нагоняет тоску, потому что Долгов интересен, он производит впечатление неординарной личности, поэтому, конечно, хочется, чтобы он остался жив.
100. Lyublyu_Y
Неудовлетворенность от того, что ты создаешь, когда эта деятельность поставлена тобой в основу твоего существования, неизменно будет отравлять тебе жизнь, поскольку, фактически, ты рубишь сук, на котором сидишь. Разбираться в этом можно бесконечно долго, столько книг написано и фильмов снято по этому незамысловатому сюжету. Дело в другом: предполагалось, очевидно, что финал должен был стать чем-то громоподобным, ошеломляющим, разящим наповал и показывающим читателю насколько трудно жилось Долгову, но этого не произошло, потому что случилось как-то внезапно и выглядит, как будто на главного героя вдруг что-то «нашло», но вместе с тем он полностью отдавал себе отчет в том, что делает, когда открывал окно на двадцать каком-то там этаже.
101. Kryukov
Для меня рассказ выглядел затянутым, постоянно хотелось поторопить события, чтобы понять, зачем вообще рассказывается об изнанке творчества отдельно взятого человека и о том, какое действие оказало на ГГ хихиканье коллег над его творением. И вдруг, откуда ни возьмись – самоубийство и все, конец истории. Чувствуешь себя обманутым. А можно было бы описать все тоже самое, но с позиции более сильной творческой личности… тогда было б больше сценариев завершения произведения действительно оригинальным способом, который ввергал бы читателя в шок и трепет, и заставлял бы с уважением отнестись к Долгову.
102. Марьянова Е.Г.
С первого прочтения я не поняла в чем суть истории, мне даже показалось, что слишком запутанно и неинтересно, но концовка поразила до глубины души и заставила перечитать произведение еще раз. Тогда все встало на свои места и мне стало отчаянно жаль главного героя, он оказался зажатым в тиски. Еще очень сильно понравилась реалистичность его переживаний, то, что автор смог как дважды два объяснить, что ГГ чувствовал, когда писал прозу, а это не так-то просто, ведь вдохновение настолько тонкая и эфемерная материя, что к ней очень трудно подобрать правильные слова.
103. Мышь Мечтающая
Я понимаю, что идея сильная и только тем, что была затронута такая сложная тема, автор заслуживает похвалы, но никаких восторгов ее реализация у меня не вызвала. Сочувствия к главному герою так и не возникло, зато возникло разочарование из-за того, что все закончилось так быстро и глупо. Разобиженный на весь свет мужчина, один на один со своим талантом, не вынес тяжести собственной гениальности и критики от сослуживцев и выбросился из окна. Здесь, наверное, читателю полагалось восхищенно замереть над глубиной человеческих страданий, неотделимых от природы человеческой одаренности. Но этого не произошло.
104. Подгорный В.
Если честно, то рассказ не произвел особого впечатления. Конечно, фактически автор абсолютно прав, ведь талантливые люди частенько бывают не совсем нормальными с точки зрения душевного равновесия, но сюжету не хватает доказательств этого, предпосылок, явных симптомов. Все случается внезапно и вдруг, как будто Долгову что-то ударило в голову, а по задумке понятно, что это было далеко «не вдруг», этому есть очень веские причины, но вот они-то слишком далеко упрятаны, а должны быть абсолютно явными, должны сквозить через все повествование и тогда финал у рассказа не будет вызывать отторжения, он будет выглядеть абсолютно закономерным, а поступок главного героя – тем, как иначе поступить было нельзя.
105. Lanselot
Рассказ с таким названием должен быть простым и понятным, как пропасть, над которой стоишь, смотришь в глубину и понимаешь, что один неверный шаг, и ты разобьешься насмерть. Чтобы никаких предположений, догадок, сомнений и быть не могло. В данном авторском замысле необходима четкость и очевидность, страшная, пугающая очевидность единственно возможного финала для этой истории.
106. Исецкая О.Б.
Сначала показалось, что у главного героя просто раздутое самомнение, как у всякого, кто начал писать и теперь надеется на мировое господство в области литературы. Но это суждение было ошибочно, на самом деле здесь описывается злая шутка судьбы, замкнутый круг, из которого нет выхода. Надо вчитаться, поставить себя на место Долгова, чтобы это понять.
107. Турбин М.В.
По идее, наверное, это рассказ о таланте, которому так и не нашлось применения. Будь у ГГ хоть какой-то «рынок сбыта» своего творчества, публикуйся он в журналах или издавай сборники своих рассказов, может, и в агентстве его бы ценили, а может, ему вообще бы не пришлось там работать.
108. Otilla
Сложный, эмоционально тяжёлый, вызывающий множество вопросов рассказ. Произведение без однозначных ответов. Оно раскрывает глубоко сидящие эмоции и чувства, и помогает выйти на уровень людей, которым дано нести на себе печать вдохновения, но не всегда с этим справляющихся. Могло бы быть и не столь трагично, но персонаж решил по-другому. А мне-то показалось, что он найдет какой-нибудь оригинальный, необычный выход из ситуации, напишет финал, который заставит сослуживцев почувствовать себя, как минимум, дураками, как-то посмеется над ними, поставит на место или что-то вроде этого. В общем, отомстит, но не ценой своей жизни.
109. Лапников С.
У произведения местами ощетинившийся, нахохлившийся вид. И тут же – плаксивый, едва ли не по-бабьи жалостливый. Для автора, высший пилотаж описать мировоззрение неординарного человека, сумасшедшего или гения. Вот в этом автор преуспел. Но финал все равно получился не таким, каким я ждал увидеть от него и от главного действующего лица. Трагедии здесь не могло не произойти, это очевидно, но описана она, как слабость, как желание заставить всех по себе рыдать, чтобы оценили, подлецы, хотя бы после смерти. Смахивает на манию величия.
110. Басов Т.П.
Мало биографических данных о главном герое, получаются пустоты в образе, не портрет, а карандашный набросок, над которым еще работать и работать. Какие-то проблемы в семье, непонимание со стороны жены – тоже слегка затронуто, а потому поступок Долгова выглядит необоснованным, а трагичность в финале не такой уж большой необходимостью. Подталкивает к мысли, что автор зря так поступил со своим персонажем, можно было бы обойтись малой кровью, пустить в расход не Долгова, а место его работы или брачные узы. Развод и увольнение здесь напрашивались сами собой.
111. Юровская В.В.
Главный герой получился весьма странной личностью: с одной стороны его жалко, а с другой – ни капли. Жалко, наверное, из-за насмешек в его адрес, косых взглядов, разговоров, а не жалко из-за того, что он не нашел в себе силы сопротивляться или хотя бы не обращать на это внимание. Он не смог отказаться от своего призвания и не смог отказаться от литературного агентства, а это похоже на попытку усидеть сразу на двух стульях. Зачем автору понадобилось рисовать своего главного героя именно таким, тоже очень странно.
112. WoooW
Переживи Долгов этот трудный, критическим момент, можно было бы только восхититься его мужеством и способностью к самоконтролю. Реальность и наше представление о нем не всегда совпадают, а у творческих людей вообще отображение реального мира проходит через особые призмы, многократно преломляющие реальную картину бытия. Нельзя идти на поводу этих галлюцинаций, ведь главному герою не пятнадцать лет, он вполне взрослый мужчина, которому просто не к лицу впадать в такое отчаяние из-за того, что его творчество не похвалили, как он к тому привык.
113. Егоров О.
Начало может показаться бодрым, даже забавным, но продолжение показывает, что по-другому было нельзя. Рассказ заставляет задуматься о жизни и разуме человека, его силе, граничащей со слабостью. Об отсутствии дружеского плеча или заботливой руки рядом в трудный момент жизни.
114. Red_Star
Не у всех находится сила воли справляться со своими мелкими проблемами, люди чаще привыкли жаловаться, если не другим, то хотя бы себе. ГГ счел необходимым забиться в свою скорлупу, вместо того, чтобы, элементарно, с кем-нибудь поговорить. Вот тут сразу появляется возможность подумать над безграничностью и ограниченностью людских возможностей. Жаль, что именно жизнью расплачиваются за гениальность.
115. Мсье Жулин
Перечитал несколько раз и только потом понял, что речь идет не просто о несчастном графомане, который выглядит, как стандартный неудачник в творчестве, на работе и дома, а о человеке, чьи способности, возможно, намного выше средних. Под таким углом зрения финал в «Финале» уже не огорошивает так, как при первом знакомстве с препарированием этого внутреннего мирка господина Долгова. Кстати, фамилия говорящая, он и по сюжету выглядит, как человек, чье окружение считает, что он кому-то что-то постоянно должен. Или он ведет себя так, что позволяет людям допускать подобные мысли на свой счет. В общем, персона любопытная, печально, что так и не удалось с ним поближе познакомиться… И, кстати, - роман в студию!
116. Комендант
В произведении как будто умещено несколько тем и идей сразу, одна другой противоречащая. Личность главного персонажа как будто переживает раздвоение или автор ее так подает, что она выглядит одновременно спокойной и не спокойной, история включает в себя и трагизм, и комедию, преподносит развитие событий с противоположных точек зрения. Иногда закрадывается подозрение, что автор сам толком не знал, как реагировать на поведение своего персонажа. Не каждый сможет сломать свою жизнь, а потом собирать ее по осколкам, ранясь и морщась от боли, переступая через гордость - проще разом со всем покончить. Долгов тоже так и не научился жить вместе с людьми, но независимо от чужого мнения.
117. Хранитель Вечности
Первая половина показалась мне похожей на самоиронию, вполне съедобную, а затем началось черт знает что: интерес уже не отпускал до самого конца, но у меня глаза все сильнее и сильнее лезли на лоб от того, что делал главный герой и какими причинами подкреплял свои действия. За время прочтения я испытал два чувства, которые, обычно, идут порознь, это интерес и недоразумение разом. По сюжету понимаешь, что в конце все ясно и обоснованно, и этого не выкинуть. Но в то же время все внутри переворачивается от того, что человек так дешево ценит то, что имеет – свою жизнь и свой талант.
118. Апельсиновый Кот
Этот рассказ относится к тому небольшому количеству произведений, после знакомства с которыми хочется размышлять, перебирать ключевые моменты, события и мелкие подробности. Эмоциональная проза о человеке, который сдался после того, как сдался. Как так получается, не понимаю, но впечатление именно такое.
119. Воин Вереска
Мозговыносящий рассказ и, что очень важно, не типичный. Нет этого чувства, когда ты наперед знаешь, чем всё закончится. Повествование было настолько реалистично, что в конце, когда я осознал, что произошло, просто не мог поверить в случившееся. В общем, не стал бы ничего плохого говорить о персонаже, потому что автор постарался на совесть, разложил по полочкам то, о чем ГГ думал и что чувствовал, поэтому просто приходится принять его решение свести счеты с жизнью, как свершившийся факт, который был полностью осознан.
120. KoRberoz
Вряд ли я стану постоянно перечитывать этот рассказ. Он емкий, но его вполне можно прочесть раза два, не больше. Сначала просто прочесть, а потом, практически сразу, пока не улеглись эмоции и не остыли нервы, прочесть еще раз, уже зная сюжет, но именно с этой точки зрения, т.е. зная, чем все закончится для персонажа, пока он еще живой. Именно так удается оценить суть его жизни и умение автора это продемонстрировать. Сама история интересная только в одном моменте – где писатель остается один на один со свои вдохновением, все остальное довольно обычно и даже небрежно. Повествование оставляет мутный осадок в душе и в то же время, заставляет задуматься. Вроде живет себе обычный человек, может быть даже немножко скучной жизнью, а потом выясняется, что он не совсем обычен, да еще воспринимает свое отличие от других, то как превосходство, то – как постыдный недостаток. Не угонишься за сменой его настроения и я сам до сих пор не могу определиться, а может, именно это помогает произведению быть столь запоминающимся?
121. Prosto_Tak
Потрясающая и устрашающая картина выходит после того, как все ее части собраны в единое целое. Главный герой похож, скорее, на выскочку, а не на гения. И нет никакой уверенности в том, нарочно автор его таким сделал или это вышло случайно.
122. Лучинский А.Д.
Или с себя скопировал…) Я больше склоняюсь к этому варианту. Особенно из-за супруги Долгова, которая опять не подарок.
123. Каменный Гость
Конечно же, произведение намного выше среднего. Не особо люблю людей с таким характером, как у ГГ, но сама задумка показалась весьма интересной, да и писательское мастерство на высоком уровне. Хотя местами было откровенно непонятно. Кому и что хотел доказать этот человек? А про бестселлер и гонорар, это такая горькая шутка или сладкая правда? Тогда зачем с верхних этажей себя скидывать?
124. Ступина Н.
Наверное, немногие люди поймут этот рассказ-трагедию, слишком уж узкий диапазон частот у него, который почти не слышно, он о таких высоких материях, о такой тонкой природе некоторых явлений, что просто по определению не для всех. Этот человек умер не «вдруг», как считают некоторые, он сделал это не в порыве буйного помешательства, это была его воля и его решение, поэтому, если вдуматься, то рассказ похож на психологический фильм ужасов о том, как поступает одинокий человек, который на самом деле загнан в угол.
125. Slon
Надо полагать, рассказ относится к элитарному искусству: одни ничего в нем не видят и не понимают, а другие же если что-то и видят, то каждый свое. Вроде бы не самый шедевральный сюжет, практически полное отсутствие запоминающихся, ярких моментов, эта ужасная человеческая замкнутость в самом себе, таком талантливом и несчастном. Но, если не обращать внимания на художественную часть, а сконцентрироваться на замысле, то история проста и ясна, как божий день. Легче, правда, от этого не становится, скорее наоборот, производит впечатление безжалостно выдернутой под яркий свет той стороны человеческой натуры, которой лучше оставаться в тени.
126. Иванова С.
Печально. Главному герою даже поговорить было не с кем, рядом с ним я не увидела ни одного человека, с которым он мог хотя бы поделиться своими проблемами. Какое чудовищное одиночество! Чего тогда удивляться, что он решил покончить с этой жизнью.
127. Добрый Читатель
Ух, как странно и как обидно за Долгова, он мне нравился. Хотя, если честно, еще больше я боялся, что автор даст ему в руки автомат или гранату…
128. Клюева П.Р.
Пока читала, впадала из одного настроения в другое – то улыбка, то уныние. Главный герой был забавен в начале, потом жалок, потом непонятен, а потом совершил такое, чего я вообще не ожидала. Как читатель, я стою на распутье с открытым ртом, потому что не знаю, как отнестись к такому сюжетному повороту. У меня только одно чувство – я хочу, чтобы Долгов жил.
129. StupoR
Аналогично. Мне вообще крайне не понравился Долгов, как человек и как мужчина, раздражал жутко, все время хотелось его встряхнуть, привести в чувство, поскольку эти психологические выверты были бы уместны, будь он на самом деле величайшим литературным гением, но в произведении доказательств этому нет. Но когда он выбросился из окна, мне стало как-то одиноко и скучно без него, и тоже очень захотелось, чтобы он каким-нибудь образом вдруг выжил. На тюки с полотенцами свалился, например, или на парусиновый в полоску козырек кафе, или еще как-нибудь случайно остался в живых.
130. Раскат Грома
А вы, товарищи, почту проверьте, администрация разослала сообщение, что самоубийство отменяется, автору понравился альтернативный вариант, который ему здесь посоветовали – со страшным сном и гвоздем в голове у любимой супруги. Так что можно вздохнуть с облегчением (все таки обаятельный этот ГГ) и ждать нового финала произведения.
131. Александрова Т.Д.
Мне, кстати, тоже понравилась эта идея - не с супругой, а с тем, что Долгову приснилось его самоубийство. После того, как почла рассказ, пробежалась по комментариям и согласна с теми рецензентами, которые предложили изменить концовку, представив самоубийство главного героя, как страшный сон. Это будет еще более неожиданным для читателей, но уже в другом ракурсе.
132. On_oN
Как бедна может быть наша жизнь без изюминки безумства, но когда этого изюму целые тонны, то лучше от этого не становится. Как говорил мой прадед: «Дюже хорошо – тоже нехорошо». Образ главного героя получился настолько крепким, что винный дух сбивает с ног и начинаются своего рода галлюцинации, картины его образа жизни, от которых трясет, как от фильма ужасов. Я мало что понял, и, наверное, совсем не уловил сути произведения, просто мне было очень неудобно, некомфортно в шкуре этого персонажа, это единственное, что я вынес из рассказа.
133. Гордеева И.
По-моему, это тот случай, когда проще было бы лучше, но автор все поставил с ног на голову, а в центр поместил не пойми какую личность. Главный герой вышел без лица и характера, просто кидается от одного состояния к другому. Нет, так тоже можно, но я несколько раз очень сильно удивлялась его поступкам и реакциям. И кульминация совпала с развязкой так, что финал промелькнул незаметно, действительно, как прыжок с высоты – оп! и все кончено…
134. Коробов М.
Автор, как пить дать, черпал вдохновение в дурном расположении духа и собственном мрачном настроении. Я не понял большую часть того, что они с Долговом пытались объяснить через повествование, мой мозг просто отказался воспринимать этот поток разбушевавшегося сознания. В тексте творится нечто невообразимое, впечатляюще местами, но я никак не могу связать отдельные моменты в единое целое. Единственное, что я понял определенно на сто процентов – это то, что некоторым талант приносит удовольствие, а некоторых убивает.
135. Polly_F
Так и не смогла объяснить самой себе, что конкретно меня разочаровало в данном произведении, потому что каждая конкретная деталь воспринимается сразу с двух противоположных позиций, но в рассказе нет никаких ориентиров, по которым можно было бы понять, какую из этих позиций необходимо выбрать, чтобы понять состояние главного персонажа, выбравшего для себя такой печальный финал.
136. Индеец
Если закрыть глаза на сыроватость текста и постараться взглянуть на сюжет прочитанного спокойно и со стороны, то на ум приходит главный источник беспокойства - разобщенность между реальным миром, в котором живет Долгов и его собственной интерпретацией этого мира, тем, каким он, наверное, хотел бы его видеть. И наверняка он в этой идеальной картинке играет роль величайшего писателя современности, созерцающего толпы восторженных поклонников его творчества. Главный герой и читатель друг друга не только не понимают, но даже не имеют надежды понять. Читатель, единственное, может осознать чудовищность ошибки и ужас произошедшего, которые продемонстрировал ему главный герой.
137. Прилучный В.
Самое нелепое, как обычно, решение, разом со всем покончить, отталкиваясь всего лишь от обидных слов и оскорбленного чувства собственного достоинства. Отказаться от своей жизни оттого только, что в свеженаписанном романе получился какой-то не такой финал…
138. KamaZ
Интересный, нестандартный рассказ. Он одновременно заморожено-депрессивный и раскаленный от накала страстей, бушующих в одном отдельно взятом человеке. Боюсь высказываться объемнее и четче, потому что не уверен, понял ли я это произведение так, как на то рассчитывал автор. Мне кажется, что Долгов и сам не знает, не определился с тем, чего, собственно, он ждет от своего таланта.
139. Семина А.О.
И всё-таки надо друг с другом говорить, мы же живем в социуме, а на отдельных персональных планетах. Ужасно, когда не с кем поделиться. Может, и коллеги по работе не так уж плохи, просто ГГ смотрит на них с определенной позиции с тех пор, как начал писать. Трагично все заканчивается, непонятно, страшно… Особенно страшно то, что ГГ разрывался между нормальной жизнью и своим призванием, а одно мешало другому, надо было что-то решать и он выбрал третье… самоубийство.
140. Пара Глаз
Сильный и глубокий рассказ об эмоциональной ущербности и ментальной слабости людей. Демонстрация этого явления подчеркивается непривязанностью повествования к конкретным разъяснениям и очевидным фактам. Эта тема не нова для данного автора, но здесь он достиг высот игры с читателем в жмурки. В художественном плане рассказ соответствует теме и замыслу, отвечает им по параметрам стиля: характер основного героя, дополнение в виде второстепенных персонажей, настроение, атмосфера, подробности состояния писателя в момент создания произведения – все вместе образует гармоничное соединение, которое лучше всего показывает читателю душевный перелом главного героя
.
141. Abra_Kadabra
Я вообще очень редко что-либо перечитываю, но здесь пришлось. Эффект оказался поразительным: выяснилось, что знание предстоящего развития событий совершенно не сглаживает гнетущего, почти физиологически тяжелого воздействия сюжета. Только теперь приходит понимание причин и искреннее сочувствие главному герою.
142. Крупин М.В.
Мужское начало, загнанное в ловушку собственных способностей и амбиций. Ни к чему хорошему никогда не приводит. Носитель таких внутренних бесов обязательно решается на крайние меры. Только кто-то убивает других, таких злых и непонимающих, а кто-то себя.
143. Пантелеева С.
Очень интересное произведение. Лично для меня, кроме художественной ценности и психологии цепи событий в лице Долгова, оказались особенно значимыми его представления о собственной значимости и умении достоверно описывать тяжелое торжество гения. То, с какой тонкостью он говорит о своем эмоциональном состоянии в разные по настроению периоды своего существования, - бесценно. В основном, потому что выглядит абсолютно правдиво и редко встречается у других.
144. Цаплин Р.
Глубокий драматический сюжет не дался мне с первого раза, пришлось возвращаться к некоторым деталям и перечитывать повторно. Скорее всего, это связано с моими большими ожиданиями относительно автора, обычно в его произведениях все ясно и понятно с первого прочтения. Данный рассказ является не типичным для его творчества, что лично я отношу к прогрессу. В творчестве может быть только одно направление движения – вперед и только вперед.
145. Уваров С.А.
Трагические ноты недосказанности, недопонятости, угнетенности и бессилия морально и физически. Небольшой отрывок из жизни человека, как лист из дневника, и этот лист стал последним…
146. РостБифф
И снова на сцене два мира. Сугубо материальный, с работой, тщеславием и семейными проблемами и хрупкий духовный, общение один на один со своим призванием. Сколько таких Долговых живет среди нас... Поветрие поиска золотой середины и соблюдение баланса характерно для интеллектуальной прозы, но она, обычно, более хладнокровная и отстраненная, а то и вовсе запредельная. А здесь все на эмоциях. Созерцание собственного одиночества и леденящее чувство невозможности правильного выбора – чтобы и волки сыты и овцы целы. В жизни не бывает чудес, никто не придет и не поможет, если прийти и помочь некому.
147. Ильинская А.М.
Мое недавнее знакомство с творчеством данного автора настолько меня впечатлило, что я решила не останавливаться на достигнутом, а глянуть еще какой-нибудь его рассказ, ведь есть же смежные литературные сайты. По ощущениям, «Финал» - самый сумбурный, самый запутанный и самый притягательный из всех. Долгов настолько похож и не похож на обычного человека, что голова идет кругом, потому что не знаешь, как к нему относиться. Наверное, такие люди-загадки потому и принадлежат, чаще всего, к разряду гениев, что природу гениальности невозможно объяснить.
148. Privet_iz_Pragi
А вот сам сюжет неправдоподобный. Честно говоря, я не понял драму главного героя вообще. Хотя это тоже не совсем так: вроде бы с одной стороны все предельно ясно, но с другой — никак не получается поставить себя на его место и понять мотивацию такого поступка в финале. Ну, плохо тебе, обидно, так напиши другое произведение, в духе короткой прозы, которая так хорошо у тебя выходит, получи порцию заслуженных аплодисментов и успокойся. Этот запутанный клубок разномастных страстей в одном человеке очень уж странный. Но вот к стилю и композиции у меня никаких претензий нет. Я люблю, когда у персонажа сначала одни мысли в голове, одно настроение, а потом все резко меняется и получается, что замысел автора не так прост, как кажется.
149. Коломенский Д.
Не рассказ, а заготовка к рассказу с большой претензией на оригинальность и глубину, рассчитанной на особого, «разбирающегося» читателя. Но никаких интересных, а тем более неожиданных ракурсов, нет. Разве что внутреннее состояние главного героя показано на пять с плюсом, тут вообще никакого сомнения нет по части подлинности чувств и мыслей, поэтому его решение свести счеты с жизнью воспринимается, как естественный шаг, но он подан читателю слишком поспешно и кривобоко, как будто автор старался как можно быстрее запечатлеть свою мысль, пока она не испарилась из головы.
150. Евдокимов П.
Сложно оценить этот рассказ. Вроде бы он мне не понравился. Ну, не понимаю я Долгова - все плохо, давай сделаем еще хуже. И в то же время, это подано так, словно самоубийство – не хуже, а лучше. Начальство, коллеги, жена – обыкновенные люди со своими недостатками. Есть проблема на работе, очнись, приди в себя, сделай что-нибудь, эта организация ведь отчасти тобой же и создана. Нет, он обижен на сослуживцев, страдает, скрежещет зубами и решается на отчаянный шаг. Я больше чем уверен, они даже не догадаются, с чего это он вдруг…
151. Муратова Л.Г.
Для меня хорошо уже то, что творческая деятельность одного из самых интересных и самобытных авторов, чьи произведения мне удалось здесь прочитать, не думает заканчиваться. Я не считаю данный рассказ неудачным. Неудачным я считаю только финал. Но, поскольку, получила сообщение о том, что автор собирается его изменить, то ничего говорить, советовать и загадывать не буду, дождусь второй редакции.
152. Болельщик
Мне понравилось то, как автор представил главного героя и его окружение. Кажется более накаленной та ситуация, когда человек существует как бы в вакууме: только ближний круг. Все остальное небольшими намеками, эпизодами, воспоминаниями. Получается, что очевидность напряженной ситуации показывается как бы исподволь, но у читателя в голове складывается ясная и полнометражная картина происходящего.
153. Нурин В.
Получается, ближний круг как раз и довел до ручки, потому что главный герой сам себя загнал в этот вакуум…
154. Sasha
Я тоже считаю, что Долгову больше не повезло с людьми, которые его окружали, нежели с призванием, которое вдруг на него снизошло. Судя по тексту, столкнулись две монолитные плиты, два мощных пласта его жизни и его просто раздавило между ними…