Станислав Стефановский "Про майора Шикермана, или как я служил участковым"

02.02.2016 17:14

"Шикерман говорил нам, что у Девяткина было трудное детство и отец-алкоголик. А вот ведь, вышел в люди. Когда Девяткин еще жил с родителями, то спал только с молотком. Молоток был более убедительным аргументом, чем кулаки отца. А когда Девяткин стал работать в милиции, молоток он заменил на пистолет системы Макарова. Тоже убедительно. Но это смотря для кого."

 

                                             

 

1. Матвеева Е.Н.

Ну, что тут скажешь, снова малая проза и снова – браво! Может, это слишком громко и напыщенно звучит, однако моя совесть чиста – в моих словах нет ни грамма лести. Жизнь, какая она есть или какой она была, это всегда испытание для мастерства автора, желающего запечатлеть ее или воссоздать по памяти. Немаловажное значение играет фактор адекватности, или, точнее, адекватного восприятия тех или иных событий, которые может разделить с автором большинство его читателей. Кто из нас не помнит наше славное Советское время? Или наших бравых участковых? Все мы здесь придем к единому мнению, все умилимся, все вздохнем и упьемся ностальгией. И это то самое общее, что мы пока еще можем друг с другом разделить, не кусаясь и не цапаясь. В рассказе все просто – от авторского замысла до текста, и это та самая золотая середина, которая некоторым дается со скрипом и после множества попыток, а некоторым – непроизвольно и с первого раза. А разве это не есть талант?

 

2. Штерн А.В.

Я бы сказала, что талант художника, будь то писатель или архитектор, заключается во многом, а не только в умении с легкостью находить золотую середину. Трудолюбие и упорство мастера не так заметны публике, но не менее важны. Мне кажется, успеха добиваются чаще именно трудолюбивые люди, а не одаренные от природы гении. Последние слишком часто бывают пренебрежительны к тому, что им далось, поскольку они получили это безо всяких усилий, а вот трудяги берегут, холят и лелеют свой талант. Учитывая то, что я знакома почти со всеми произведениями данного автора, я могу сказать со всей ответственностью, что он как раз совмещает в себе и то, и другое. Его можно назвать одаренным, но в то же время он продолжает совершенствоваться. Вот это как раз и есть талант.

 

3. Горская М.В.

То есть, все равно получилась золотая середина?)) Погружаясь в атмосферу рассказа, постоянно мысленно «съезжала» на свои собственные воспоминания, которые довольно далеки от нашей родной милиции и уж совсем родных участковых, но зато так ярко выхватывают из памяти общий уклад жизни тех лет. Помнится, как-то все было проще, добрее и светлее. И в первую очередь приходят на ум первомайские демонстрации. Вот бы снова в полной мере возродить эту традицию! И ведь я даже понятия не имею кто является участковым в том районе, где я сейчас живу… А в детстве у нас был участковый, Леонид Андреевич, «дядя Лёня», которого знал каждый.

 

4. Долохова Т.

Сейчас у меня нет скольких-нибудь серьезных литературных увлечений или предпочтений, в силу возраста и любви к чтению я, наверное, перечитала всю отечественную и мировую литературу, которая годится для того, чтобы именоваться Литературой с большой буквы. Время от времени захожу на Проза.ру или смежные по тематике сайты, но там очень тяжело докопаться до чего-либо стоящего. Уверена, талантливых авторов сейчас ничуть не меньше, чем во времена наших классиков, а может даже больше, население ведь растет, но больше нет тех «фильтров», которые облегчали задачу читателю в поиске хороших произведений. Тоска берет, как почитаешь то, что у всех на слуху, и что из года в год объявляют «бестселлером» различные издательства, желающие сбыть тираж покрупнее. А я бы с удовольствием рекомендовала вот такие незатейливые, но прекрасные и трогательные рассказы, как у данного автора. Они заслуживают быть прочитанными и даже больше скажу – многие люди заслуживают того, чтобы для них и о них писали такие произведения.

 

5. Solyna

Довести до совершенства умение выразить мысль словом, вот что есть талант. Трудолюбивое высасывание из пальца очередного шедевра все равно ничего не даст, лучше уж писать исключительно под вдохновением, от сердца, а не от рассудочного желания сделать «покрасивше». В рассказе нет искусственности, что хорошо, но окончание немного смазанное, что плохо. Одного абзаца там мало, надо, наверное, дать более развернутую концовку, и не только в плане объема текста, но и в плане эмоций, переживаний. Немного заострить все это, чтобы у читателя еще долго ныл каждый нерв и каждая клеточка сердца и мозга. Не навязываю своего мнения, но ведь автору не стоит особого труда воплотить мою рекомендацию в жизнь и сравнить результаты?

 

6. Sewernoe_Siyanie

Лояльное отношение к печатному слову – медвежья услуга автору, критик должен быть строгим и беспощадным. Настроение такое, что хочется рвать и метать, разносить в пух и прах, разбивать в дребезги и ломать в щепки. А не тут-то было… Скромно отпишусь: понравилось.

 

7. Ватрушка

Как замечательно хотя бы время от времени читать подобные произведения! Больше всего я люблю прозу, раскрывающую подробности и нюансы некоторых профессий, которые далеко не  всегда удается объективно раскрыть изнутри. А книги, фильмы и сериалы про нашу доблестную милицию\полицию чаще всего ужасно неправдоподобны.  Спасибо, что вы вернулись, автор! Я по вам скучала) И вообще, у нас полный мрак после того, как администрация сайта ввела в обращение скрытый формат рецензирования. А мне хочется читать отзывы других участников Клуба! И, уверена, не только мне…

 

8. Друбин Л.

Зато заявок на рецензирование стало больше, радуйтесь. Читаем и отписываемся, читаем и отписываемся, у меня уже ощущение конвейера. Чувствую, скоро придут из налоговой нас раскулачивать.) И не найдется поблизости ни одного добросовестного человека в погонах, вроде того же Шикермана, чтобы за нас заступится… Автор, судя по всему, вы юрист, напишите рассказ о том, как ЗЛК прекратил свое существование из-за злостной неуплаты налогов.)

 

9. Бадрина О.И.

Зять и теща – просто классика!) Такие взаимоотношения никогда не изживают себя (и все же я надеюсь меня они обойдут стороной, тьфу-тьфу-тьфу). Эх, какое это удовольствие, воспоминания об образе жизни в СССР…

 

10. Пара Глаз

Мне тоже понравилось то, как автор вскользь упомянул о теще и зяте, и квартире, которая «даже не его», а потом описал все ту же ситуацию, но уже тридцать лет спустя. Наглядный пример того, что некоторые люди вообще не меняются, даже если меняется весь мир вокруг них. Все так же зять, подвыпив, гоняет жену и тещу, все так же теща жалуется на него в «органы», а потом его же выгораживает…

 

11. Swon

Майор Шикерман, один из тех людей, которые сидят и делают дело именно на своем месте. Кто-то рожден быть писателем, кто-то врачом или директором, а этот человек – начальником всех участковых. «Участковый от бога», наверное… И именно на таких, как он, держатся все эти силовые или полусиловые структуры. Побольше бы места отвести другим персонажам – бывшим сослуживцам ГГ, в том числе не таким положительным, как он сам, было бы еще вкуснее.

 

12. Яцевич Е.Б.

Хороший, по-настоящему добрый и душевный рассказ. Даже как-то неуместно было бы с моей стороны употребить тут слово «ирония», какое-то оно злое, ядовитое для такого произведения. Здесь юмор, тонкий добродушный юмор от тонкого и добродушного человека. Что мне особо нравится - автор не стремится изо всех сил продемонстрировать свое чувство юмора и не пытается замкнуть повествование на себе, превращая свою персону в главное действующее лицо, а всех прочих в кордебалет. Словом, после таких рассказов хочется читать еще и еще прозу того же направления.

 

13. Григорьева С.Т.

По-моему, данному автору уже не раз говорили, что пора бы ему серьезно задуматься над полновесным сборником рассказов. Сравнивали с Шукшиным и Зощенко. И я все еще в надежде. Все-таки мало у нас добротной современной литературы в формате малой прозы, все больше романов или целых франшиз. Но ведь теперь у авторов есть возможность публиковаться самостоятельно и самостоятельно продавать свои книги в электронном формате, то есть практически без затрат. Пишите, автор, у вас так замечательно получается раскрывать характеры людей, не перегибая при этом палку и не ударяясь в ненужные подробности.

 

14. Ширяев Л.

Бедняга Шикерман, я его понимаю… Удивительно ненавязчивый экскурс в наше прошлое, без истерик и патриотических возгласов. Было же время… Данный рассказ хоть на короткое время, но так ясно возвращает сознание в ту эпоху… И ведь никогда уже она не вернется… Распределение мотоциклов и количество протоколов, как показатель качества работы, просто выше всяческих похвал, так удачно подмечено.

 

15. Кузьмин Д.Е.

«Маловато будет…» Не в укор, а в легкое читательское недовольство, что все хорошо написанное так быстро заканчивается. «И ностальгия…» Когда-то я знал нашего участкового в лицо, а теперь даже не знаю, существуют ли они вообще.

 

16. Тома А.О.

В благополучном районе, видимо, живете)) Как же я рада, что хоть кто-то из авторов вернулся к открытому формату рецензирования!))) А то я уже соскучилась по тем славным денькам, когда авторы никого и ничего не стеснялись, в т.ч. своих собственных произведений. А теперь все чего-то боятся) Или мы раньше критиковали слишком жестко? Рассказ, опубликованный выше, произвел на меня самое приятное впечатление, несмотря на то, что вогнал в меня в грусть-тоску. Впрочем, у одного из моих любимых авторов, публикующихся здесь, почти все произведения в подобном роде – не могут не брать за живое.

 

17. Масленников Т.

Моя милиция меня бережет. Порой кажется, что то время, в котором мы живем сейчас, в данный конкретный момент, оно какое-то неправильное по сравнению с тем, что было раньше. И мы постоянно сравниваем, и наше настоящее всегда проигрывает в наших глазах прошлому. Что мы скажем через 20-30 лет? Да, все то же – «Раньше было лучше!» Как странно устроен человек, все никак не приспособится жить настоящим. Наверное, это свойство определенного возраста, когда вспоминаешь прошлое и оно кажется тебе светлым и чистым только потому, что ты был молод тогда.

 

18. Полонская А.

Сколько ни хвали, а все равно не получится выразить словами в полной мере все то, что приходит на ум и на душу после прочтения. Это как что-то легкое и невесомое, но ощутимое так сильно и так полно, что на глаза наворачиваются слезы, поскольку я сама родом из Советского Союза. И у нас тоже был двор, и неугомонные соседи, и участковый, и разные курьезные происшествия (в основном бытового характера). Все мы тогда были ближе, роднее друг другу, но надо обладать таким талантом, как у автора, чтобы вот так легко и просто рассказать об этом.

 

19. Ромченко П.О.

Майор-пенсионер все равно начеку) На самом деле, грустно, конечно. Вот она, жизнь человека, целиком и полностью верного своему делу. Текст не режет глаз нарочитым желанием «показать и высказать», а спокойно и с чувством повествует историю о судьбе человека и о всем. Что было связано с ним и с его работой.

 

20. Беляева С.

Мне очень-очень пришелся по вкусу этот рассказ, я вообще ваши рассказы, автор, постоянно перечитываю. Вы правильно делаете, что не забрасываете свое творчество, оно нужно таким людям, как, например, я.

 

21. Жукова Н.

В данном произведении с правильной точки зрения (я бы даже сказала – с оптимальной), подана сама идея. Мы видим главного героя в то время, когда он работал без передышки и в то время, когда он уже на пенсии, но все равно продолжает заниматься тем делом, которое любил. И при этом автор достаточно опытен, как писатель, чтобы не пересаливать, не пытаться выжать из читателя слезу. Мне симпатичны в рассказе абсолютно все персонажи, даже тот, которого посадили за взятки, поскольку описано все это с умом и с юмором. 

 

22. Калганова В.И.

Состоявшийся человек всегда будет писать таким спокойным, размеренным языком. Уже по одному только стилю повествования ощущается, что автор нашел свою литературную нишу и тема произведения  ему по-человечески близка. В рассказе я не увидела никаких недостатков. Мне приятно было читать о каждом из сослуживцев ГГ и о том времени, когда он только начинал свою карьеру. Смешно и грустно становится от того, что Шикерман, выйдя на пенсию, продолжает раскрывать «преступления», хотя в его помощи уже никто не нуждается, а неугомонная семья с вечно ссорящимися тещей и зятем продолжает дебоширить как ни в чем не бывало. Теплый и душевный рассказ, который навеял на меня приятные воспоминания о старом доме, в котором раньше жила моя семья, о нашем маленьком дворике, где всегда было полно ребятни, об участковом, который был в курсе всех семейных неурядиц. Я скучаю по тому времени и по всему прочему, что имело прямое отношение к Советскому союзу и так ярко характеризовало нашу тогдашнюю жизнь, и так быстро и безвозвратно ушло с той эпохой в начале 90-х годов.

 

23. Санчо_П

Намерение писателя иногда обгоняет его самого, а иногда то, что получается, не дотягивает до того, что было задумано. По части достоверности и естественности относительно написанного нет никаких сомнений, но чувствуется, что автор замышлял что-то более весомое и значительное. Разумеется, жаль майора, но надо было это подчеркнуть, ярче выделить тот момент, где дежурный объясняет главному герою ситуацию с Шикерманом, который, будучи уже давным-давно на пенсии, все равно постоянно приходит на свое бывшее место работы.

 

24. Куравлева Р.В.

А я точно на пенсии стану такой, как Шикерман.) Я не могу без дела и точно так же буду уверена, что дело не сможет без меня. Опасная это штука – пенсия, когда вдруг становишься чем-то ненужным, какой-то ветошью, сданной в утиль, которая словно вычеркнута из общей жизни и всеми забыта.

 

25. Любская Т.

Не желаю слушать от автора никаких возражений, даже если бы он стал возражать на мой громкий призыв писать чаще, потому что это очень важно, когда есть на свете человек, который создает что-то, чего не хватает другим людям. Мне, к слову, отчаянно не хватает простых добрых слов, которые складываются в простые, добрые истории. Мне очень хочется, придя вечером с работы, почитать два-три рассказа, подобных этому, чтобы вернуть себе тот заряд положительной энергии, который я растратила за день. В конце концов, подобная проза, просто физически успокаивает и умиротворяет. Мы же принимаем витамины для физического здоровья, отчего же не принимать их для здоровья душевного, оно же не менее важно.

 

26. Устинова Я.О.

Лично у меня сложилось впечатление, что в рассказе нет того окончания, которого оно заслуживает. Честно говоря, я ожидала какого-то подвига со стороны майора или персонажа, от лица которого ведется повествование. А может, и не подвига, но каких-то сильных слов, какой-то ситуации, где можно было бы подвести черту тому образу жизни, который теперь ведет Шикерман.

 

27. Малкина Г.Р.

Если бы я умела так же хорошо писать, то уже издала бы многотомную серию рассказов, похожих на этот. В самом деле, автор, делитесь своими воспоминаниями чаще, они настолько светлые и в то же время так грамотно сработаны в отдельные произведения, что я бы читала их без устали один за другим. И еще мне очень нравится, что в каждом из ваших рассказов такая глубина мыслей и чувств, близких каждому нормальному человеку, что невольно чувствуешь себя прототипом некоторых героев ваших произведений.)

 

28. Prosto Mary

Вижу отличный набросок для отличного рассказа и соглашаюсь с предыдущими рецензентами, которые считают, что окончанию должно быть уделено больше места и больше смысла. Воспоминания остаются воспоминаниями, но это же рассказ, он должен нести в себе определенную смысловую нагрузку, замысел автора в данном случае должен быть более очевидным, иначе все это так и останется просто воспоминаниями.

 

29. Orde_Korde

Сущее наказание для тех, кто привык к современным модным книжным тенденциям, читать такие рассказы, наверное)) Нет ни драйва, ни экшена) И вообще, ничто не взрывается, не превращается в робота или оборотня, не ворочает миллионами и не совокупляется в извращенной форме.) Увы, но подобная проза будет ценится только представителями старшего поколения, чья молодость проходила без виджетов и гаджетов.

 

30. From_Bronx

Что-то мне подсказывает, что разногласий по поводу прочитанного не должно возникнуть в этот раз... Копья ломать не из-за чего.

 

31. Приходская Е.С.

И хорошо, копья надо экономить) Или приберечь на будущее)) Мне понравился рассказ, он дает пищу для размышлений. Природная энергия и преданность своей профессии майора Шикермана вызывает сочувствие оттого, что эти качества уже не востребованы после его выхода на пенсию. Язык не повернется сказать, что он, в силу возраста, «чудит» или потерял здравость мыслей. Нас всех это ждет рано или поздно. И я хотела бы, чтобы меня окружали люди, которые спокойно и терпеливо отнеслись бы к этому.

 

32. Инавичуте В.

Прекрасные воспоминания… Мои собственные теперь тоже нахлынули на меня с новой силой, хотя я еще далека от возраста главного героя. Повествование одновременное печальное, трогательное и забавное. Что нас спасает, если не способность относиться ко всему происходящему с юмором? Рассказ написан образцово в плане техники и очень самобытно в плане изложения. Жаль только, что он такой короткий. Я испытала только положительные эмоции за то время, что читала его.

 

33. Frodo

Участковый… Как будто про родного человека вспомнил, когда прочел в тексте это слово… Проникновенно. Интересно. С юмором. С душой.

 

34. Шульгина Л.П.

Такие люди, как Шикерман, есть в любой профессии, а хотелось бы, чтобы они были не только в любой профессии, но и в любом коллективе. Я считаю, что молодой неопытный специалист, устраиваясь на работу, должен попадать под начало именно таких людей, как этот майор, тогда больше будет добросовестности в исполнении служебных обязанностей. Может, мое мнение и попахивает нафталином, но я считаю, что зрелые люди должны подавать молодежи пример.

 

35. Артемова Т.Д.

Я не совсем поняла, что именно хотел донести до читателя автор этим произведением, но мне понятно, почему данный рассказ вызывает только положительные отзывы – потому что он написан от сердца, каждое слово пережито и прочувствованно, каждое воспоминание отдается эхом в уголках сознания у читателей, потому что все тоже самое было с каждым из нас, мы помним это и дорожим этими воспоминаниями. Это роднит нас всех. Майор является примером того, насколько сильно человек может быть привязанным к своей профессии, насколько сильно в нем может быть развито чувство долга. Этим объясняется чуткость и желание помочь, развитые у его подопечного: начальник просто обязан быть хорошим человеком, тогда и его подчиненные будут в большинстве своем хорошими людьми. Возможно, я слишком идеализирую, но ведь люди берут пример друг с друга. В общем, у меня только положительные эмоции относительно этого произведения.

 

36. KrOt

А что тут непонятного? История наверняка взята из жизни, да еще из жизни времен СССР, а это уже ложится на сердце приятным бальзамом, даже если в произведении нет никакого особого действия. Хорошо и достоверно описана та эпоха в отдельно взятой профессии участкового. И к ней прилагается целый ассортимент разных человеческих характеров. Пусть понемногу, но зато натурально и не без юмора. И все эти мелкие штрихи и детали тоже добавляют обаяния рассказу, он получается живым, ненадуманным.

 

37. Поздников В.

Я ждал другого финала. То есть, я просто ждал финала, а его здесь нет, повествование плавно закругляется и мягко перетекает в окончание. Чувствую себя слегка обманутым в своих ожиданиях, поскольку прогноз относительно финала по ходу повествования напрашивался иной. Может быть даже со стрельбой и летальным исходом, не зря же в тексте упоминалось то, что не все участковые пользовались табельным оружием и редко носили его при себе. Времена, конечно, круто изменились, но все же. Меня бы ничуть не удивило, если бы там, в отделении, произошла какая-нибудь непредвиденная ситуация с участием задержанного преступника или местного, слетевшего с катушек, хулигана, в результате которой, майор погиб бы, пытаясь спасти жизнь своим коллегам по цеху. Может быть, моя версия чересчур киношная, но мне финал рассказа представляется именно таким.

 

38. Ванюшина О.М.

Я думаю, с такими литературными навыками, и с таким отношением к самому себе и к окружающим, можно смело написать множество первоклассных рассказов, от которых не устанет ни один читатель. Я вот всегда жалею, что все хорошее имеет свойство заканчиваться. А как было бы здорово, если бы, читая подобную прозу, постоянно убеждаться в том, что в запасе у тебя есть еще очень много непрочитанных страниц…

 

39. Хозь Я.

Наверное, молодое поколение не оценит, но тем, кто родился и вырос в СССР, рассказ точно понравится. К тому же, у автора уверенный, но легкий слог, текст радует глаз, структура и композиция рассказа незамысловаты, есть о чем задуматься и что вспомнить.

 

40. Hrabriy_Viking

Участковые, это вообще особая форма жизни.) Как говорил один из моих знакомых – «гибрид мента и человека».) Эх, старость не радость, а жизнь на пенсии в тишине и спокойствии невозможна для таких, как Алексей Геннадиевич…

 

41. Романова С.И.

Время невозможно долго тянется, когда думаешь о будущем и так быстро пролетает, когда оглядываешься на прошлое. Мне приходит на ум роман Станислава Лема, не помню точно его названия, наверное «Возвращение со звезд». Там есть один эпизод, где главный герой оказывается на некотором складе, на котором доживают свой век роботы, наделенные разумом, но списанные по сроку годности, и при этом многие из них уверяют, что еще исправны и способны послужить людям. Майор напомнил мне одного из таких роботов, он ведь тоже, по долгу своей службы, был маленьким винтиком в одном большом механизме… Пока жизнь не решила, что он уже порядком поизносился и заменила его новым.

 

42. Степанович Т.Д.

Хороший рассказ, мой литературный вкус удовлетворен вполне. Неторопливость повествования только подчеркивает быстротечность жизни. Не успеешь оглянуться – вот она, пенсия! И если ты заблаговременно не обзавелся детьми и внуками, но никому ты не будешь нужен. Так что мне страшно становится за тех людей, которые предпочитают семье работу, утверждая, что они тем самым заботятся о своем будущем. Выйдут на заслуженный отдых и волками завоют…

 

43. Цаплин Р.

Ну, вот, наконец-то вернулся автор, который никогда не дает нам скучать. Добро пожаловать обратно! Вижу, что очередной рассказ все же вызвал небольшой резонанс среди нашей общины, хотя отзывы, в целом, положительные. Прибавлю свой голос к общему хору, но не из стадного чувства, а из вполне объективного взгляда на прочитанное мною произведение. Так держать! В самом деле, это редкость, когда читателям не нужно искать нового хорошего автора, он находит читателей сам. Чувство, похожее на то, которое испытываешь, внезапно обнаружив в кармане старой куртки крупную денежную купюру или заказываешь на дом пиццу, а потом обнаруживаешь, что вместо одной в упаковку по ошибке положили две)

 

44. Уваров С.А.

Как мало вам нужно для счастья, товарищ Цаплин!))))))))) Но мне рассказ тоже понравился. Перебирать воспоминания нужно умеючи, да и жизнь должна быть интересной, чтобы читатель не впал в кому, от того, как кто-то из персонажей что-то когда-то делал, как жил и чем дышал. Надобно снабдить персонажей интересным прошлым. А еще надо уметь шутить о грустном. Или даже не шутить, а смотреть на это грустное под правильным углом. Что проку впадать в тяжелую ностальгию и рыдать о прошедшем? При таком раскладе надо вообще идти и вешаться, потому что жизнь, как река, всегда течет в одном направлении.

 

45. РостБифф

Полное, стопроцентное попадание в десятку до того момента, как дежурный объясняет основному персонажу по какому поводу тот застал Шикермана в отделении. Сразу становится обыденно и не интересно. Просто еще один беспокойный пенсионер.

 

46. Ильинская А.М.

По моему мнению, рассказ больше понравится женщинам. Мы склонны сочувствовать и жалеть все и вся, а мужчины уверены, что им не к лицу сочувствовать и сопереживать. Это мне всегда нравилось в авторе - то, что он умеет обрисовать характер персонажа так, что тот не выглядит брутальным самцом, а производит впечатление нормального, чувствующего и думающего человека.

 

47. Privet_iz_Pragi

А мне почему-то кажется, что Шикермана нужно «утяжелить», добавить ему больше веса в сюжете, сделать его не просто одним из героев воспоминаний, а снабдить большим количеством эпизодов, вывести на передний план, дать больше текста, больше действия, тогда его навязчивое стремление раскрывать преступления, будучи уже в преклонном возрасте, станет восприниматься острее и серьезнее. Он мне понравился, как человек, и как работник милиции. К тому же – персонаж неординарный, запоминающийся, а тут еще сравнение современной жизни с жизнью в советское время. Множество плюсов, но нужно сделать их выразительнее.

 

48. Коломенский Д.

И так все выражено. И автор тоже совершенно ясно выразился в своем послании нашему сообществу – покритиковал критиков.

 

49. Евдокимов П.

А я этот момент пропустил) Ничего, угощусь попозже. Рассказ лег в мой мозг как надо, словно для него там заранее было отведено место. Есть такие, книги, города, люди, явления, которых ты как будто ждал, и вот они появились.

 

50. Муратова Л.Г.

Замечательная, живая, трогательная проза! Шикерман и участковые, которые работали под его началом, описаны так, что невольно представляешь их всех настоящими людьми. Я словно посмотрела короткометражку о буднях милиции времен СССР. Сразу вспомнились «Знатоки». Такое ощущение, словно я не прозу прочла, а выслушала рассказ старого доброго знакомого, которого знаю очень давно и всегда рада встречи с ним. Словом, нечто доброе, привычное и очень милое запало в сердце и осталось там навсегда.

 

51. Болельщик

Автор вернулся на нашу гостеприимную разделочную доску?)) А я уж начал подумывать, что он по горло завален своими юридическими делами и нет у него времени на литературный формат общения с этим холодным, неуютным и прагматичным миром. Но, как видим, божественная искра не потухла, произведение снова радует глаз. И извлекает из памяти целый товарный поезд воспоминаний, почти таких же, как у основного персонажа. В чине участкового мне побывать не удалось, но ажиотаж вокруг новых мотоциклов с колясками я помню до сих пор. Мне, кстати, по долгу службы, он тоже полагался, но не достался, хотя я тоже сдал на права.

 

52. Данилова М.В.

Бывает так, что жизнь показывает нам свое лицо в образе какого-либо человека, чью судьбу мы наблюдаем урывками, но по ним можем составить общую картину. Как-то одиноко и одновременно с этим тепло становится на душе после прочтения данной истории. Это хорошая грусть. И, отдельное спасибо за то, что автор обошелся без нравоучений.

 

53. Sasha

Мне тоже это нравится в произведениях данного автора, то, что в них отсутствует желание поучать читателя жизни или навязчиво демонстрировать собственное мировоззрение. Шикерман сам по себе интересный персонаж, интересный человек, интересный характер. Ужасно приятно читать различные подробности о «той» жизни, которую кому-то удалось вкусить в полной мере, а кому-то только попробовать. Я не завидую ни тем, ни другим, но на меня время от времени накатывает чувство сожаления и досады, что я родилась в конце восьмидесятых и мне от пирога достались только крошки…

 

54. Городской А.

Шурочка, не жалейте. Прошлое всегда кажется лучше, чище и светлее, чем настоящее. Это нормальная реакция организма на перемены. Вы бы слышали, как ругали советские граждане советское время, когда жили в нем, как облизывались на западные ценности, как заглядывались на Европу и Америку. И эта святая убежденность в том, что «там» непременно лучше чем «здесь», жива в людях до сих пор. Точно так же и со временем – прошлое и будущее всегда кажутся лучше настоящего. Пессимисты мы, в основном. Но как же чертовски приятно вспоминать то время, когда я носил пионерский галстук, бегал в булочную за копеечным хлебом, а нашего участкового знал по имени и отчеству, начиная с детсадовского возраста.

 

55. Дюжева И.

Верю, что именно так все и было, даже если ничего не было. Даже если автор никогда не работал участковым в эпоху Советского Союза, у него блестяще получилось воссоздать ту атмосферу. «Да, были люди в наше время…» ))

 

56. Устинова Д.С.

Если руководствоваться в жизни этим лейтмотивом, то остается только удивляться, отчего это мы до сих пор окончательно не выродились, поскольку упреки относительно того, как сейчас все плохо, а как раньше все было хорошо, озвучивались еще тысячелетия назад. Наверное, первыми были обезьяны, наблюдающие за тем, как некоторые из их сородичей встают на задние лапы и пытаются развести огонь. Люди не становятся хуже, люди просто меняются. Или вы думаете, что современная молодежь, выйдя на пенсию, будет какой-то иной? Уверяю вас, точно такой же. Только редиску на дачах будет выращивать при помощи других удобрений, и под другие песни предаваться ностальгии.

 

57. Тыгыдымская Ло

Такие рассказы лучше всего читать под настроение. Когда еще заедающая нас повседневная жизнь даст возможность передохнуть? У меня только и есть, что пара свободных часов перед сном, а так: работа-дом, дом-работа. Но, с другой стороны – лучше уж в таком ритме, чем на пенсии, когда будешь острее всего ощущать свою оторванность от жизни. Грустно.

 

58. Зурабов С.И.

Настоящий честный человек, который всего себя отдал работе. Не туповатый служака и не рвач-карьерист, а человек дела. Таким, как Шикерман, на вынужденном отдыхе тяжелее всего.

 

59. Leopold

И грустно, и смешно. Но грустно больше. Волей-неволей приходится примерять образ майора-пенсионера на себя. Никто этого не избежит. Может, пока еще не поздно, открыть свое собственное дело (какой-нибудь свечной заводик?), чтобы никто не смог сослать меня на пенсию. И обзавестись детьми и внуками, чтобы в старости не чувствовать себя одиноким.

 

60. Грибова М.

Здравая мысль, Leopold, действуйте! Тем более, в плане обзаведения детьми и внуками ваше мужское дело не хитрое), с индивидуальным предпринимательством будет сложнее)) Что касается произведения, которое здесь опубликовано, то, помимо удивительно простых и ярких красок, с помощью которых автору удалось нарисовать вполне натуралистичную картину службы в милиции в советское время, меня до глубины души тронуло его отношение к своим сослуживцам и к своему бывшему начальнику. В тех воспоминаниях, которыми он делится с читателем, нет ни малейшего намека на фальшь или намеренного желания завоевать внимание при помощи ностальгии, которая не чужда абсолютному большинству читающей публики. Все-таки, читать привыкло старшее поколение, а оно помнит, как жилось в СССР.

 

61. Фролов М.

Солидарен с предыдущим рецензентом, автор знает меру, не выходит за рамки определенной художественной композиции, поэтому произведение получается стройным и понятным любому, кто осознает закономерность жизненного процесса.

 

62. Galateya

А мне просто от всей души очень-очень жаль Шикермана. И тяжелым чувством ложится на сердце понимание того, что я тоже когда-нибудь окажусь на его месте. Я не представляю себя без своей работы.

 

63. Виноградова Р.

Разговорчики в строю! Мы еще повоюем…! Хватит на наш век и дела, и отдыха. Но, иногда я завидую людям, которые всю свою жизнь и всех себя посвящают чему-то действительно полезному и значимому: учителям, врачам, пожарникам, милиционерам (простите, язык не поворачивается называть их полицейскими). Принося пользу людям, ощущаешь, что не зря живешь на этом свете. Поэтому майор и приходит каждый день в отделение со своими разоблачениями, только так он ощущает себя нужным другим.